Проблемы и возможности развития рефлексии при подготовке психолога
Страница 1

Материалы » Проблемы и возможности развития рефлексии при подготовке психолога

Мысль, что подготовка психолога – как специфическая форма профессионального образования, требует внедрения в практику обучения активных технологий, целенаправленно формирующих все компоненты профессиональной компетентности, не нова. Исследователи отмечают, тем не менее, противоречия между высокими социальными ожиданиями и слабой подготовкой психолога, между требованиями профессии и доминированием информационного подхода к обучению студентов. В.Я. Ляудис справедливо считает, что понятийные и технологические знания преобладают не только в учебниках и программах учебных курсов, но и в самом процессе преподавания. Авторитарно монологическая позиция преподавания исключает линию освоения человеком мира, которая предполагает познание себя самого, становление самосознания. Это особенно губительно для подготовки психолога, так как выносит за скобки процесс личностного становления, сужает способности смыслополагания, конструктивность жизненных планов [3].

Качественная подготовка психолога предполагает активное формирование субъекта профессиональной деятельности, способного, выражаясь словами В.И. Слободчикова, «строить, преобразовывать, проектировать, исследовать, управлять деятельностью, лишь в этом случае у человека появляется возможность быть ее субъектом» [4]. Выстроить способы и средства самообучения и саморазвития студентов возможно, выделив в качестве перспективной проблему развития у них способности к рефлексии

- основополагающего механизма субъектности.

Применительно к учебной деятельности рефлексия понимается как способность

осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания. Развитая способность к рефлексии многократно повышает результативность познания. Большая часть исследований рефлексии связана с ее изучением как процесса. Г.П. Щедровицкий, рассматривая рефлексию как сознательный деятельностный процесс, как механизм развития деятельности, указывает на то, что рефлексия организована мыслительно с помощью языковых средств и направлена на деятельность как свой предмет [6].

Данная статья посвящена выделению основных проблем, препятствующих полноценному становлению рефлексии в учебной деятельности студентов и определению возможностей преподавателя в плане интенсификации развития этого процесса.

Сложность самостоятельного овладения рефлексивным процессом для учащихся связана, во-первых, с многокомпонентностью его структуры. А.А. Тюковым на основе обобщения данных ряда авторов, выделены шесть основных компонентов психологического механизма рефлексивного процесса. Рефлексивный выход и его условие - «разрыв» в структуре

деятельности, который

происходит из-за разрывов в коммуникации при передаче другому смысла

и содержания своей деятельности. Интенция, побуждающая к необходимости понять деятельность как определенное содержание.

Категоризация -

определение осуществляемой деятельности с точки зрения целей, средств, орудий, знаний и других компонентов. Конструирование мыслительных средств, с помощью которых осуществляется рефлексивное освоение деятельности.

Схематизация

целостной картины рефлектируемой деятельности как представление в специальных знаковых средствах. Объективация рефлексивного описания, замыкающего рефлексивный процесс. Автором предлагается реализация этих компонентов в качестве основных этапов обучения рефлексии [5]. Сложность развития рефлексии связана, во-вторых, с двойственностью процесса и с принципиальным отличием средств, знаний и смыслов рефлектируемой и рефлексирующей позиций. Сложность становления рефлексии у студентов связана, в третьих, с наличием особых условий, запускающих этот процесс. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, выделяют условия развертывания рефлексии: остановку

процесса как основу различения субъектом себя и осуществляемого им движения, фиксацию

процесса в ином материале (рече-действия, мысле-действия, схемы пути), объективацию (осознание).

Завершающее условие- обобщение

содержания в виде закона, принципа, метода и отчуждение от него.

Важнейшим условием исследователи считают прежде всего разрыв коммуникации при передаче смысла

деятельности, что говорит о первичности межиндивидуальной рефлексии, в сравнении с индивидуальной и интериоризованной. Д.А. Леонтьев указывает на оформление в психологии в последнее время осознания того, что подлинным субъектом всех форм деятельности является коллективный субъект. Лишь, включаясь в многообразие коллективных форм деятельности, индивид приобретает форму субъектности, форму активного и сознательного начала своей индивидуальной деятельности”[2]. Рефлексивный процесс, представляет собой единство процессов целеобразования и смыслообразования. Смысл

Страницы: 1 2 3


Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного проявления индивидуальности
Жизнь человека невозможна без общения с людьми, без влияния социума. Формирование человеческой личности, становление «я-концепции» происходит при обязательном участии окружающих, как непосредственном (воздействие при воспитании, обучении), так и дистантном (свободное высказывание точек зрений, мнений в литературе). Это и выдвигает на пе ...

Основная часть
В философии средневековья выделяют два периода: 1) Патристика - система теолого-философских взглядов "отцов церкви", обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства (IV-VIII века). Представления о душе и духовности в средневековье складывается в работах такого знаменитого теолога как Августина Блаженного (354 - 430 гг. н. ...

Психопатический характер
Важный аспект личности - стремление к власти и потребность доминировать и контролировать. Причина сложности характера - та, что существуют два способа приобрести власть над другими. Один - это задирая или одолевая другого; в этом случае, если девушка не бросает вызов задире, то он начинает чувствовать себя жертвой. Второй путь - воздей ...