Поведенческий подход Б.Скиннера

Множество работ в зарубежной психологии, посвященных творчеству Б.Ф.Скиннера, несоизмеримо с малочисленностью отечественных исследований (Н.Ф.Талызина "Теоретические проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Методологический анализ в психологии", учебные пособия по истории психологии – М.Г.Ярошевский "Психология в ХХ столетии", "История психологии"; А.Н.Ждан "История психологии" и некоторые другие). В отечественной психологии недостаточно представлено исследование теоретических принципов концепции в их логическом содержании и развитии в трудах Б.Ф.Скиннера, а часть работ ученого являются просто неизвестными. Однако в целостном понимании творчества Б.Ф.Скиннера значимым является выявление связей его теории с психологическими взглядами различных авторов. Вопросы практического применения концепции Б.Ф.Скиннера приводят к области психотерапии и новому осмыслению его трудов в связи со спросом на бихевиоральную терапию.

Одной из новых тем, которая затрагивается в трудах Б.Ф.Скиннера, является обращение к проблеме психологии искусства. Ученый раскрывает эту тему в связи с постановкой проблемы человеческого поведения, а искусство, в частности литература, выступает объективной формой такого поведения. Интерес к искусству возникает у Скиннера из личной привязанности к поэзии (он с молодости почти всю свою жизнь сочинял стихи) и развития в области филологии на этапе получения обучения в колледже. Анализирую поэзию в своих психологических трудах Б.Ф.Скиннер пытается выделить объективные элементы для анализа, в качестве которых он предлагает аллитерации. Такую работу он проводил также в отношении некоторых произведений Шекспира. Удивительно, но в психологии анализ именно "Гамлета" Шекспира проводился Л.С. Выготским, который рассматривал произведение в ключе культурно-исторической психологии, иной методологии, чем у Б.Ф.Скиннера. Для Скиннера значимым становится объективность и научная точность, возможная за счет введения в анализ объективных критериев и математических процедур. Оба ученых, Л.С.Выготский и Б.Ф.Скиннер, обращаются к одному источнику, В. Шекспиру, однако налагают разное видение, смотрят разным методологическим взглядам и приходят к различным позициям.


Функции человека в системе "человек - машина"
Эти функции могут быть различны. Человек может выступать в роли приемника осведомительной информации, поступающей в той или иной форме от управляемого объекта, ее ретранслятора, передающего информацию от одного звена системы к другому. Он может осуществлять анализ информации и принимать решения, то есть вырабатывать управляющую, или ком ...

Гипнотическая.
Утонув в глазах незнакомца, подумайте: а может, он "профессиональный" соблазнитель? Многие мужчины пользуются этим приемом, чтобы привлечь женщину. Некоторые делают это даже автоматически. ...

Психологическая технология развития адекватного профессионального образа Я студента - первокурсника
В связи с изменяющейся структурой общества обостряется проблема активности субъекта в профессии, на первый план выходит необходимость в самосовершенствовании, саморазвитии. Потребность в самосовершенствовании является одной из составляющих личностно-профессиональной сферы субъекта. Основой ее становления является дифференцирование поня ...