Поведенческий подход Б.Скиннера

Множество работ в зарубежной психологии, посвященных творчеству Б.Ф.Скиннера, несоизмеримо с малочисленностью отечественных исследований (Н.Ф.Талызина "Теоретические проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Методологический анализ в психологии", учебные пособия по истории психологии – М.Г.Ярошевский "Психология в ХХ столетии", "История психологии"; А.Н.Ждан "История психологии" и некоторые другие). В отечественной психологии недостаточно представлено исследование теоретических принципов концепции в их логическом содержании и развитии в трудах Б.Ф.Скиннера, а часть работ ученого являются просто неизвестными. Однако в целостном понимании творчества Б.Ф.Скиннера значимым является выявление связей его теории с психологическими взглядами различных авторов. Вопросы практического применения концепции Б.Ф.Скиннера приводят к области психотерапии и новому осмыслению его трудов в связи со спросом на бихевиоральную терапию.

Одной из новых тем, которая затрагивается в трудах Б.Ф.Скиннера, является обращение к проблеме психологии искусства. Ученый раскрывает эту тему в связи с постановкой проблемы человеческого поведения, а искусство, в частности литература, выступает объективной формой такого поведения. Интерес к искусству возникает у Скиннера из личной привязанности к поэзии (он с молодости почти всю свою жизнь сочинял стихи) и развития в области филологии на этапе получения обучения в колледже. Анализирую поэзию в своих психологических трудах Б.Ф.Скиннер пытается выделить объективные элементы для анализа, в качестве которых он предлагает аллитерации. Такую работу он проводил также в отношении некоторых произведений Шекспира. Удивительно, но в психологии анализ именно "Гамлета" Шекспира проводился Л.С. Выготским, который рассматривал произведение в ключе культурно-исторической психологии, иной методологии, чем у Б.Ф.Скиннера. Для Скиннера значимым становится объективность и научная точность, возможная за счет введения в анализ объективных критериев и математических процедур. Оба ученых, Л.С.Выготский и Б.Ф.Скиннер, обращаются к одному источнику, В. Шекспиру, однако налагают разное видение, смотрят разным методологическим взглядам и приходят к различным позициям.


Психология спорта
Психология спорта – это наука, занимающаяся изучением людей и особенностями их поведения в спортивной деятельности. Спортивные психологи занимаются изучением поведения людей, проведением исследований, консультированием, обучением, разрабатывают принципы и рекомендации, которые способствуют развитию спортивной деятельности. Психологи к ...

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком
На индивидуальных занятиях специалистом-дефектологом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком. При ...

Метод опроса
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулирован ...