Поведенческий подход Б.Скиннера

Множество работ в зарубежной психологии, посвященных творчеству Б.Ф.Скиннера, несоизмеримо с малочисленностью отечественных исследований (Н.Ф.Талызина "Теоретические проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Методологический анализ в психологии", учебные пособия по истории психологии – М.Г.Ярошевский "Психология в ХХ столетии", "История психологии"; А.Н.Ждан "История психологии" и некоторые другие). В отечественной психологии недостаточно представлено исследование теоретических принципов концепции в их логическом содержании и развитии в трудах Б.Ф.Скиннера, а часть работ ученого являются просто неизвестными. Однако в целостном понимании творчества Б.Ф.Скиннера значимым является выявление связей его теории с психологическими взглядами различных авторов. Вопросы практического применения концепции Б.Ф.Скиннера приводят к области психотерапии и новому осмыслению его трудов в связи со спросом на бихевиоральную терапию.

Одной из новых тем, которая затрагивается в трудах Б.Ф.Скиннера, является обращение к проблеме психологии искусства. Ученый раскрывает эту тему в связи с постановкой проблемы человеческого поведения, а искусство, в частности литература, выступает объективной формой такого поведения. Интерес к искусству возникает у Скиннера из личной привязанности к поэзии (он с молодости почти всю свою жизнь сочинял стихи) и развития в области филологии на этапе получения обучения в колледже. Анализирую поэзию в своих психологических трудах Б.Ф.Скиннер пытается выделить объективные элементы для анализа, в качестве которых он предлагает аллитерации. Такую работу он проводил также в отношении некоторых произведений Шекспира. Удивительно, но в психологии анализ именно "Гамлета" Шекспира проводился Л.С. Выготским, который рассматривал произведение в ключе культурно-исторической психологии, иной методологии, чем у Б.Ф.Скиннера. Для Скиннера значимым становится объективность и научная точность, возможная за счет введения в анализ объективных критериев и математических процедур. Оба ученых, Л.С.Выготский и Б.Ф.Скиннер, обращаются к одному источнику, В. Шекспиру, однако налагают разное видение, смотрят разным методологическим взглядам и приходят к различным позициям.


Самоорганизация и развитие памяти
Часто услышишь фразу: «она не рассеянная, она неорганизованная!» И правда, как наш мозг может запомнить что-то, если он просто не понимает, что и когда запоминать. Чуть выше мы уже говорили о систематизации материала, но в этом разделе речь пойдет о вас самих. Заведите ежедневник (и не правда, что он для тех, кто все забывает), создайте ...

Функции промежуточной памяти
Кода информация поступает в мозг, она проходит «первичную сортировку». Часть — наиболее интересная, нужная в данный момент — передается на хранение на несколько минут в промежуточную память. Если при дальнейшей сортировке информации она удостоится внимания, специальный «механизм» нашей памяти передаст её на долговременное хранение. Пон ...

Общество как система удовлетворения потребностей людей
Человеку в одиночку невозможно удовлетворить даже необходимые физиологические потребности. Поэтому люди были вынуждены объединиться в общество, создав единые для всех правила игры. Производство и производственные отношения в разные исторические периоды менялись, однако направленность общественной системы на удовлетворение необходимых че ...