Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков

Материалы » Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте » Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков

Много исследований было посвящено изучению проблем подростков, возникающих с наступлением переходного возраста. Но и сегодня педагогам и родителям приходится сталкиваться с различными формами непослушания (упрямство, грубость, агрессивность, скрытность, замкнутость и др.) Часто это приводит к нарушению адаптации подростка в среде сверстников, вплоть до изоляции и одиночества.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется неоднозначно. В одном случае это совокупность факторов, определяющих поведение, в другом - совокупность мотивов, в третьем - побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс, механизм.

Классификации потребностей также разнообразны и строятся как по зависимости организма (или личности) от каких - то объектов, так и по нуждам которые он испытывает. Так принято различать двадцать видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, которые по мнению А. Пьерона, создают базу для любого мотивированного поведения животных и человека.

Проведенное нами исследование степени удовлетворенности основных потребностей подростков дало следующие результаты: для подростков, принимавших участие в нашем исследовании преобладающими являются потребность быть понятым другими - 61% испытуемых, стремиться к новому и неизведанному - 58% испытуемых, развивать свои силы и способности -54,8% испытуемых. Наименее популярными оказались потребность добиться признания и уважения (ни одного испытуемого), зарабатывать на жизнь -6,4% испытуемых. Затем мы провели анализ по пяти основным потребностям. В данной выборке наиболее удовлетворенными являются материальные и социальные потребности (22% и 25%), а среди неудовлетворенных лидируют потребности в признании и самовыражении (22% и 38% соответственно).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, хотя материально и социально наши подростки защищены, они все чаще сталкиваются с проблемами одиночества и отчужденности. Часто это приводит к изоляции детей, к нарушению их социальной адаптации. Наряду с этим возникают изменения в поведении подростка, так как неудовлетворенные потребности все же являются значимыми. Непослушание, упрямство, грубость и другие формы асоциального поведения, отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми вот далеко не полный перечень проблем, которые возникают в этом возрасте.


В чем заключается дружба подростков
Храните, о, друзья, храните Ту ж дружбу с тою же душой, То ж к славе сильное стремленье, То ж правде-да, неправде-нет, В несчастье гордое терпенье, И в счастье-всем равно привет! Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы. Что такое дружба с точки зрения психологии? Все ее житейские определения суть мет ...

Основные проблемы возрастной психологии. Категория возраста
Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста. Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический. Хронологический возраст обозначает длительность существов ...

Снежный ком
Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности. Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жир ...