Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков

Материалы » Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте » Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков

Много исследований было посвящено изучению проблем подростков, возникающих с наступлением переходного возраста. Но и сегодня педагогам и родителям приходится сталкиваться с различными формами непослушания (упрямство, грубость, агрессивность, скрытность, замкнутость и др.) Часто это приводит к нарушению адаптации подростка в среде сверстников, вплоть до изоляции и одиночества.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется неоднозначно. В одном случае это совокупность факторов, определяющих поведение, в другом - совокупность мотивов, в третьем - побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс, механизм.

Классификации потребностей также разнообразны и строятся как по зависимости организма (или личности) от каких - то объектов, так и по нуждам которые он испытывает. Так принято различать двадцать видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, которые по мнению А. Пьерона, создают базу для любого мотивированного поведения животных и человека.

Проведенное нами исследование степени удовлетворенности основных потребностей подростков дало следующие результаты: для подростков, принимавших участие в нашем исследовании преобладающими являются потребность быть понятым другими - 61% испытуемых, стремиться к новому и неизведанному - 58% испытуемых, развивать свои силы и способности -54,8% испытуемых. Наименее популярными оказались потребность добиться признания и уважения (ни одного испытуемого), зарабатывать на жизнь -6,4% испытуемых. Затем мы провели анализ по пяти основным потребностям. В данной выборке наиболее удовлетворенными являются материальные и социальные потребности (22% и 25%), а среди неудовлетворенных лидируют потребности в признании и самовыражении (22% и 38% соответственно).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, хотя материально и социально наши подростки защищены, они все чаще сталкиваются с проблемами одиночества и отчужденности. Часто это приводит к изоляции детей, к нарушению их социальной адаптации. Наряду с этим возникают изменения в поведении подростка, так как неудовлетворенные потребности все же являются значимыми. Непослушание, упрямство, грубость и другие формы асоциального поведения, отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми вот далеко не полный перечень проблем, которые возникают в этом возрасте.


Фасоль или горох?
Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания. Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам. Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза. ...

Невербальный язык. Вводные положения
Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают: - конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом); - спонтанно (непроизвольно). Когда партнёр стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, вс ...

Потребности в различных периодах человеческой жизни
Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех осталь ...