Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков

Материалы » Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте » Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков

Много исследований было посвящено изучению проблем подростков, возникающих с наступлением переходного возраста. Но и сегодня педагогам и родителям приходится сталкиваться с различными формами непослушания (упрямство, грубость, агрессивность, скрытность, замкнутость и др.) Часто это приводит к нарушению адаптации подростка в среде сверстников, вплоть до изоляции и одиночества.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется неоднозначно. В одном случае это совокупность факторов, определяющих поведение, в другом - совокупность мотивов, в третьем - побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс, механизм.

Классификации потребностей также разнообразны и строятся как по зависимости организма (или личности) от каких - то объектов, так и по нуждам которые он испытывает. Так принято различать двадцать видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, которые по мнению А. Пьерона, создают базу для любого мотивированного поведения животных и человека.

Проведенное нами исследование степени удовлетворенности основных потребностей подростков дало следующие результаты: для подростков, принимавших участие в нашем исследовании преобладающими являются потребность быть понятым другими - 61% испытуемых, стремиться к новому и неизведанному - 58% испытуемых, развивать свои силы и способности -54,8% испытуемых. Наименее популярными оказались потребность добиться признания и уважения (ни одного испытуемого), зарабатывать на жизнь -6,4% испытуемых. Затем мы провели анализ по пяти основным потребностям. В данной выборке наиболее удовлетворенными являются материальные и социальные потребности (22% и 25%), а среди неудовлетворенных лидируют потребности в признании и самовыражении (22% и 38% соответственно).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, хотя материально и социально наши подростки защищены, они все чаще сталкиваются с проблемами одиночества и отчужденности. Часто это приводит к изоляции детей, к нарушению их социальной адаптации. Наряду с этим возникают изменения в поведении подростка, так как неудовлетворенные потребности все же являются значимыми. Непослушание, упрямство, грубость и другие формы асоциального поведения, отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми вот далеко не полный перечень проблем, которые возникают в этом возрасте.


Профориентация с точки зрения возрастной периодизации
Многие авторы в своих работах, указывали на особенность подросткового периода в ряду других этапов жизненного пути человека сопоставляют его с этапом выбора профессии. Д. Сьюпер, в частности, поддерживает идею о том, что люди различаются по складу личности и уникальным возможностям и поэтому выбирают себе профессии, в которых они смогу ...

Классическая мнемотехника
Классическая мнемотехника - это первое направление мнемотехники в истории. Говорят, что мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте и племена Майя обучали своих детей мнемотехнике - системе внутреннего письма. Однако письменных документов, подтверждающих это у нас нет. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 годом ...

Научитесь действовать гибко и нестандартно
Быть готовым к переговорам - это отказаться от вредных привычек. Четко знать какого результата мы хотим добиться или, по меньшей мере, приблизиться к нему. Это значит научиться действовать во время переговоров гибко и нестандартно. Действовать привычно, стереотипно, стандартно – это, например, отвечать на давление партнера ответным д ...