Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков

Материалы » Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте » Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков

Много исследований было посвящено изучению проблем подростков, возникающих с наступлением переходного возраста. Но и сегодня педагогам и родителям приходится сталкиваться с различными формами непослушания (упрямство, грубость, агрессивность, скрытность, замкнутость и др.) Часто это приводит к нарушению адаптации подростка в среде сверстников, вплоть до изоляции и одиночества.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется неоднозначно. В одном случае это совокупность факторов, определяющих поведение, в другом - совокупность мотивов, в третьем - побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс, механизм.

Классификации потребностей также разнообразны и строятся как по зависимости организма (или личности) от каких - то объектов, так и по нуждам которые он испытывает. Так принято различать двадцать видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, которые по мнению А. Пьерона, создают базу для любого мотивированного поведения животных и человека.

Проведенное нами исследование степени удовлетворенности основных потребностей подростков дало следующие результаты: для подростков, принимавших участие в нашем исследовании преобладающими являются потребность быть понятым другими - 61% испытуемых, стремиться к новому и неизведанному - 58% испытуемых, развивать свои силы и способности -54,8% испытуемых. Наименее популярными оказались потребность добиться признания и уважения (ни одного испытуемого), зарабатывать на жизнь -6,4% испытуемых. Затем мы провели анализ по пяти основным потребностям. В данной выборке наиболее удовлетворенными являются материальные и социальные потребности (22% и 25%), а среди неудовлетворенных лидируют потребности в признании и самовыражении (22% и 38% соответственно).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, хотя материально и социально наши подростки защищены, они все чаще сталкиваются с проблемами одиночества и отчужденности. Часто это приводит к изоляции детей, к нарушению их социальной адаптации. Наряду с этим возникают изменения в поведении подростка, так как неудовлетворенные потребности все же являются значимыми. Непослушание, упрямство, грубость и другие формы асоциального поведения, отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми вот далеко не полный перечень проблем, которые возникают в этом возрасте.


Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.
Данный анализ профессиональной деятельности юриста, позволяет значительно глубже и шире дополнить его как профессионограмму (описание объективных характеристик деятельности и индивидуальных особенностей человека), так и психограмму (профессионально значимые свойства) и в итоге создать надёжную систему оценки и отбора кандидатов для пра ...

Теория потребностей А. Маслоу
Широкую известность получил,а концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1968). Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей: 1) физиологические потребности; 2) потребность в б ...

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет те ...