Фотография как репрезентация личности

Материалы » Психология личностной отображаемости и идентичности » Фотография как репрезентация личности

Проблема взаимосвязи внешнего и внутреннего, телесного и духовного существует с самых древних времен. Особенности психики человека и строения его организма обуславливают огромный познавательный интерес, направленный на изучение собственного тела. С одной стороны, осознание себя как тела составляет фундаментальное отличие человека от животных. С другой стороны, человек становится существующим для себя лишь тогда, когда может себя увидеть. Вместе с тем, ключевой особенностью внешнего Я выступает то, что человеку не дана способность «верифицировать свое изображение», непосредственно его наблюдать, он «не может адекватно познать сам себя с помощью внешнего облика». Такая особенность человеческого существования порождала на протяжении всего филогенетического развития возникновение самых разнообразных практик исследования собственного внешнего облика6, его преобразования и модификации, а также формирование определенного отношения к телу и его экспрессивным проявлениям в зависимости от культурных, политических и социальных трансформаций.

В философских исследованиях можно выделить две основные парадигмы изучения соотношения души и тела: холистическую и дихотомическую. В холистической парадигме тело человека наделяется одинаковой важностью наравне с другими элементами его бытия (духом, разумом, сознанием). Дихотомическая парадигма указывает на особенность тела: от гипертрофии телесного в человеке до абсолютного противопоставления «истинному» - духовному.

В социологии внешний облик изучается в связи с феноменом моды (особенности оформления внешнего облика выполняют знаково-символическую функцию при возникновении модных тенденций).

В социальной психологии проблема взаимосвязи внешнего и внутреннего рассматривается в рамках социальной психологии познания и отдельного выделившегося направления – социально-перцептивного подхода (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, В.Н. Куницына): внешний облик трактуется как система знаков, отражающих психологические свойства личности. В концепции «экспрессивного Я» внешний облик и его связь с внутренним миром личности рассматривается через призму общения. Выделяется двойственная связь. В процессе общения у человека возникает необходимость презентации и представления себя другому. В рамках данной презентации человек конструирует и трансформирует свой внешний облик в связи собственными представлениями о себе, задавая определенную направленность восприятия себя окружающими. Вместе с этим, интерпретация его внешности в процессе взаимодействия с другими людьми формирует у человека представления о себе как о личности.

В рамках постмодернистской парадигмы взаимосвязь внутреннего и внешнего рассматривается в контексте их выражения посредством визуальных форм репрезентации действительности, в частности фотографии (П. Вирилио, В.А. Шкуратов).

«Социальные» фотографии (направленные на запечатление личности или группы лиц) выступают визуальным конструктом внешнего Я, в котором представлены динамические (мимика, жесты, поза), среднеустойчивые (особенности одежды, прическа, макияж и т.п.) и устойчивые (конституция, физиогномика) компоненты экспрессии. Отраженные на фотоизображения культурные и социальные символы, кинесико-проксемические модели взаимодействия сообщают о статусно-ролевых, гендерно-возрастных, ценностно-смысловых особенностях личности, запечатленных на них людей.

Данная особенность фотографии позволяет установить новые формы ее использования в психологической, в частности психокоррекционной практике, - как способ трансформации отношения личности к себе, значимым другим, своему внешнему облику и в целом к собственной жизни посредством социально-психологической интерпретации визуальных знаков (отдельных элементов фотоиображений).


Выводы
Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой ...

Симультивный, сукцессивный и фактор межполушарного взаимодействия
Сукцессивный фактор обеспечивает определенные виды информации, требующие последовательной (Сукцессивной) обработки. В отличие от этого, существует такие формы восприятия и действий, в которых переработка осуществляется целостно, одномоментно, как говорят с ходу. Такая форма психического отражения обозначается как симультанная. Сукцесси ...

Кинетический фактор
Данный фактор связан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательных сменяющих друг друга «шагов». Например: При нарушении данного фактора в случае моз ...