Фотография как репрезентация личности

Материалы » Психология личностной отображаемости и идентичности » Фотография как репрезентация личности

Проблема взаимосвязи внешнего и внутреннего, телесного и духовного существует с самых древних времен. Особенности психики человека и строения его организма обуславливают огромный познавательный интерес, направленный на изучение собственного тела. С одной стороны, осознание себя как тела составляет фундаментальное отличие человека от животных. С другой стороны, человек становится существующим для себя лишь тогда, когда может себя увидеть. Вместе с тем, ключевой особенностью внешнего Я выступает то, что человеку не дана способность «верифицировать свое изображение», непосредственно его наблюдать, он «не может адекватно познать сам себя с помощью внешнего облика». Такая особенность человеческого существования порождала на протяжении всего филогенетического развития возникновение самых разнообразных практик исследования собственного внешнего облика6, его преобразования и модификации, а также формирование определенного отношения к телу и его экспрессивным проявлениям в зависимости от культурных, политических и социальных трансформаций.

В философских исследованиях можно выделить две основные парадигмы изучения соотношения души и тела: холистическую и дихотомическую. В холистической парадигме тело человека наделяется одинаковой важностью наравне с другими элементами его бытия (духом, разумом, сознанием). Дихотомическая парадигма указывает на особенность тела: от гипертрофии телесного в человеке до абсолютного противопоставления «истинному» - духовному.

В социологии внешний облик изучается в связи с феноменом моды (особенности оформления внешнего облика выполняют знаково-символическую функцию при возникновении модных тенденций).

В социальной психологии проблема взаимосвязи внешнего и внутреннего рассматривается в рамках социальной психологии познания и отдельного выделившегося направления – социально-перцептивного подхода (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, В.Н. Куницына): внешний облик трактуется как система знаков, отражающих психологические свойства личности. В концепции «экспрессивного Я» внешний облик и его связь с внутренним миром личности рассматривается через призму общения. Выделяется двойственная связь. В процессе общения у человека возникает необходимость презентации и представления себя другому. В рамках данной презентации человек конструирует и трансформирует свой внешний облик в связи собственными представлениями о себе, задавая определенную направленность восприятия себя окружающими. Вместе с этим, интерпретация его внешности в процессе взаимодействия с другими людьми формирует у человека представления о себе как о личности.

В рамках постмодернистской парадигмы взаимосвязь внутреннего и внешнего рассматривается в контексте их выражения посредством визуальных форм репрезентации действительности, в частности фотографии (П. Вирилио, В.А. Шкуратов).

«Социальные» фотографии (направленные на запечатление личности или группы лиц) выступают визуальным конструктом внешнего Я, в котором представлены динамические (мимика, жесты, поза), среднеустойчивые (особенности одежды, прическа, макияж и т.п.) и устойчивые (конституция, физиогномика) компоненты экспрессии. Отраженные на фотоизображения культурные и социальные символы, кинесико-проксемические модели взаимодействия сообщают о статусно-ролевых, гендерно-возрастных, ценностно-смысловых особенностях личности, запечатленных на них людей.

Данная особенность фотографии позволяет установить новые формы ее использования в психологической, в частности психокоррекционной практике, - как способ трансформации отношения личности к себе, значимым другим, своему внешнему облику и в целом к собственной жизни посредством социально-психологической интерпретации визуальных знаков (отдельных элементов фотоиображений).


Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет те ...

Изучение профессиональной деформации федеральных судей
В Постановлении Совета судей от 26 декабря 2002 года №86 отмечены специфические условия труда судей, работа которых связана с информационным и эмоциональным стрессом, психическим напряжением, высокой ответственностью за принимаемые решения. Эти условия могут приводить к преждевременной утрате профессиональной трудоспособности. По мнению ...

Этапы творческого процесса
Как рождаются новые идеи? Этот вопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколько теорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физика Германа фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке и расширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теория была основана на изучен ...