Психологические проблемы организации взаимодействия человека с ЭВМ

Материалы » Основы инженерной психологии » Психологические проблемы организации взаимодействия человека с ЭВМ

Интенсивное развитие информационно-вычислительной техники и ее широкое использование при решении различных технических и управленческих задач обусловило актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективного взаимодействия человека-оператора с ЭВМ.

При использовании ЭВМ человек выполняет самые разнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и кончая управлением сложными экспериментами или принятием ответственных решений на высших уровнях управления. Необходимость расширения сферы эффективного использования ЭВМ ставит перед психологической наукой комплекс весьма сложных задач. Причем эти задачи не ограничиваются инженерно-психологическим проектированием и оценкой только согласующих средств, таких, как индикаторные устройства и пульты ввода информации, хотя они, без сомнения, делают возможным, ускоряют, расширяют или усиливают взаимодействие человека с ЭВМ.

Психологический анализ включает также распределение функции между человеком и ЭВМ, оптимизацию взаимодействия в системе в целом, поиск принципиально новых способов организации процессов решения интеллектуальных задач на базе перспективной информационно-вычислительной техники.

Одним из наиболее острых является вопрос о распределении функции, о рациональном сопряжении ЭВМ и творческой деятельности человека.

Решение задачи распределения функции тесно связано с психологическим исследованием основных функций, выполняемых человеком с применением ЭВМ. Наиболее важными функциями являются принятие решений, диагностика, прогнозирование и планирование. Наряду с традиционными проблемами, такими, как изучение особенностей восприятия человеком информации, выбор предпочтительных форм взаимодействия, возникает целый ряд принципиально новых: выбор стратегий и тактик решения; формирование критериев, оценка последовательности и построения управляющих воздействий; особенности использования различных языков обмена и способов их построения; организация диалогов, повышение эффективности процедур обмена информацией при принятии оперативных решений.


Развивайте память, открывая для себя новое
Студент, активно занимающийся и посещающий лекции, имеет хорошую память, но часто об этом даже не подозревает. Когда информация запоминается без усилий и прямо на подсознательном уровне, то она и дольше хранится. Когда тот же студент перед экзаменом думает, что ничего не знает, но получает звонки от однокурсников и отвечает на их сложны ...

Теория В. Франкла
Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (р. 1905), создавшим новое направление в психотерапии — логотерапию (от гр. logos — мысль, разум и гр. therapeia — лечение). По его определению, логотерапия “занимается смыслом человеческого существован ...

Спортивная команда.
Спортивная команда - это группа людей, объединенных общей целью, совместной деятельностью, имеющая собственную организацию и управление. Что нужно, чтобы она заработала и зажила как команда и содружество личностей? Как минимум следующее: а) тренеру надо поставить цель; б) надо раскрыть команде эту цель так, чтобы все спортсмены понима ...