Психологические проблемы организации взаимодействия человека с ЭВМ

Материалы » Основы инженерной психологии » Психологические проблемы организации взаимодействия человека с ЭВМ

Интенсивное развитие информационно-вычислительной техники и ее широкое использование при решении различных технических и управленческих задач обусловило актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективного взаимодействия человека-оператора с ЭВМ.

При использовании ЭВМ человек выполняет самые разнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и кончая управлением сложными экспериментами или принятием ответственных решений на высших уровнях управления. Необходимость расширения сферы эффективного использования ЭВМ ставит перед психологической наукой комплекс весьма сложных задач. Причем эти задачи не ограничиваются инженерно-психологическим проектированием и оценкой только согласующих средств, таких, как индикаторные устройства и пульты ввода информации, хотя они, без сомнения, делают возможным, ускоряют, расширяют или усиливают взаимодействие человека с ЭВМ.

Психологический анализ включает также распределение функции между человеком и ЭВМ, оптимизацию взаимодействия в системе в целом, поиск принципиально новых способов организации процессов решения интеллектуальных задач на базе перспективной информационно-вычислительной техники.

Одним из наиболее острых является вопрос о распределении функции, о рациональном сопряжении ЭВМ и творческой деятельности человека.

Решение задачи распределения функции тесно связано с психологическим исследованием основных функций, выполняемых человеком с применением ЭВМ. Наиболее важными функциями являются принятие решений, диагностика, прогнозирование и планирование. Наряду с традиционными проблемами, такими, как изучение особенностей восприятия человеком информации, выбор предпочтительных форм взаимодействия, возникает целый ряд принципиально новых: выбор стратегий и тактик решения; формирование критериев, оценка последовательности и построения управляющих воздействий; особенности использования различных языков обмена и способов их построения; организация диалогов, повышение эффективности процедур обмена информацией при принятии оперативных решений.


Многоликая мнемотехника
В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники. В книгах по тренировке памяти обычно смешиваются различные, часто несовместимые направления мнемотехники. В результате получается своеобразный салат из приемов запоминания, в котором трудно увидеть какую-либо систему Другим недостатком книг по тренировке памяти являет ...

Основная часть
Существуют два основных пути оценки интеллекта животных. Один из них состоит в том, чтобы оценивать поведение, а другой - в том, чтобы изучать мозг. В прошлом оба этих подхода основывались на том, что существует линейная последовательность в развитии от низших, неинтеллектуальных животных, отличающихся сравнительно простым мозгом, к выс ...

Стрессоры рассогласования деятельности
– стрессоры разобщения – конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие; – стрессоры ограничений – заболевания, ограничивающие обычную сферу деятельности, дискомфорт, тюремная изоляция. ...