Профессиональная активность в структуре интегральной индивидуальности
учителяСтраница 1
Профессиональная активность (ПА) - ведущая активность в деятельности учителя начальных классов. ПА - это системное многокомпонентное образование, построенное по динамическому принципу и состоящее из четырех взаимодействующих подсистем:
1) потенциала активности в профессиональной деятельности,
2) регулятивного компонента ПА,
3) динамического компонента и 4) результативного компонента. В таком понимании ПА - это мера того, насколько инициация, регуляция и реализация профессиональной деятельности зависит от самого субъекта этой деятельности.
На основе ряда исследований (Вяткин Б.А. и сотр.) было выдвинуто предположение о том, что ПА выполняет системообразующую и системоразвивающую функции в структуре ИИ педагогов начальных классов, т.е. уровень ПА способен выступать в качестве звена, опосредующего характер разноуровневых взаимосвязей в структуре индивидуальности.
В исследовании приняло участие 52 учителя третьих классов г. Перми (средний возраст 30 лет, образование - высшее, стаж работы от 5 до 10 лет, пол - женский).
1) Для изучения уровня выраженности ПА учителей начальных классов была использована методика TAQ, разработанная в ИП ПГПУ Волочковым А. А.2) Разноуровневые свойства ИИ исследовались с помощью следующих методик: методика диагностики свойств нервной системы (Я. Стреляу), опросник EPQ Г.Ю. Айзенка, 16-фактрнный опросник Кеттела, методика Д. Морено "Социометрия". Из общей выборки было выделено две подгруппы с низким и высоким уровнем ПА. В каждую из групп вошло по 20 учителей начальных классов. Точки разбиения выборок вычислялись по формуле M+/-0,5SD, промежуточные значения удалялись.
Анализ характера межуровневых взаимосвязей в группах с низким и высоким уровнем ПА свидетельствует о том, что уровень ПА выполняет системообразующую и системоразвивающую функции в структуре ИИ учителя начальных классов.
В каждой из двух групп среди всех межуровневых взаимосвязей наибольшая доля приходится на уникальные, т.е. те которые не встречаются в другой группе. Кроме того половина общих для двух групп взаимосвязей оказываются уникальными если принимать во внимание характер этой связи. Это говорит о том, что уровень ПА влияет не только на появление новых межуровневых связей, но и уже установившиеся связи принимают противоположное по смыслу наполнение. Это особенно заметно при анализе связей свойств нервной системы (по Я. Стреляу) со свойствами личности (по Кеттелу): в группе низкоактивных учителей на 22 корреляционные связи приходится 4 общих, 12 уникальных и 6 противоположных по своему характеру связей, а в группе высокоактивных на 18 связей - 4 общих, 7 уникальных и 6 "противоположных".
Детальный анализ межуровневых взаимосвязей в группах с низким и высоким уровнем ПА показал следующее.
В группе с низким уровнем ПА все показатели свойств нервной системы (по Я. Стреляу) имеют прямые корелляционные связи с экстернальностью-интернальностью (по Г.Ю. Айзенку), т.е. экстернальность-интернальность прямо обусловлена свойствами темперамента. Между экстернальностью-интернальностью и свойствами личности (по Кеттелу) существуют восемь корреляционных связей: экстернальность может обуславливать такие свойства личности как открытость (A), беспечность (F), смелость (H), практичность (M), склонность к чувству вины (O) и зависимость (Q2). Анализ связей подвижности нервных процессов и свойств личности показывает, что низкий уровень подвижности нервных процессов может обуславливать замкнутость (A), подозрительность (L), "богемность" (M), спокойную самоуверенность (O), радикализм (Q1), самоконтроль (Q3) и низкую внутреннюю напряженность (Q4). Низкий уровень силы процессов торможения обуславливает замкнутость (A), "богемность" (M), спокойную самоуверенность (O) и радикализм (Q1). Корреляционные взаимосвязи силы процессов возбуждения со свойствами личности свидетельствуют о том, что повышение силы процессов возбуждения ведет к открытости (A), эмоциональной стабильности (C), доверчивости (L), практичности (M), простоте (N) и склонности к чувству вины (O).
В группе с высоким уровнем ПА была найдена лишь одна корреляционная связь подвижности нервных процессов со свойствами темперамента: низкий уровень подвижности нервных процессов обуславливает высокий уровень экстраверсии, тогда как низкий их уровень - интернальность. Также было найдено лишь две корреляционные связи экстернальности-интернальности со свойствами личности в противовес восьми таким связям в полярной группе и связи эти являются общими с этой группой: экстернальность может обуславливать твердость (I) и доверчивость (L).Т. е. в группе учителей с высоким уровнем ПА разрушается прямая и жесткая обусловленность профессионально необходимых учителю свойств личности свойствами темперамента. Повышение подвижности нервных процессов обуславливает открытость (A), податливость (E) и твердость (I).
Диагностика межличностных отношений в классе
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе мож ...
Изучение мотивационного компонента готовности детей с нарушениями зрения к
обучению в школе
Проблема школьной адаптации рассматривается в тесной взаимосвязи с вопросами психологической готовности ребенка к школьному обучению (С. А. Бадоева, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, В. С. Мухина, В. А. Пермякова и др.). Психологическая готовность ребенка к школьному обучению, с одной стороны, является одной из важнейших предпосылок его ус ...
Сюжетно-ролевые игры детей в ДОУ и детском доме: общее и отличное
Проблема воспитание детей сирот актуальна для современной России. Личность ребенка сироты имеет ряд специфических особенностей, затрудняющих его полноценную социализацию и создание им семьи в дальнейшем семьи. Потому что социально-приемлемая модель семейных отношений оказывается не сформированной. Управление сюжетно- ролевой игрой может ...