Профессиональная активность в структуре интегральной индивидуальности учителя
Страница 1

Материалы » Особенности взаимосвязи социальной идентичности и жизнестойкости при принятии решений » Профессиональная активность в структуре интегральной индивидуальности учителя

Профессиональная активность (ПА) - ведущая активность в деятельности учителя начальных классов. ПА - это системное многокомпонентное образование, построенное по динамическому принципу и состоящее из четырех взаимодействующих подсистем:

1) потенциала активности в профессиональной деятельности,

2) регулятивного компонента ПА,

3) динамического компонента и 4) результативного компонента. В таком понимании ПА - это мера того, насколько инициация, регуляция и реализация профессиональной деятельности зависит от самого субъекта этой деятельности.

На основе ряда исследований (Вяткин Б.А. и сотр.) было выдвинуто предположение о том, что ПА выполняет системообразующую и системоразвивающую функции в структуре ИИ педагогов начальных классов, т.е. уровень ПА способен выступать в качестве звена, опосредующего характер разноуровневых взаимосвязей в структуре индивидуальности.

В исследовании приняло участие 52 учителя третьих классов г. Перми (средний возраст 30 лет, образование - высшее, стаж работы от 5 до 10 лет, пол - женский).

1) Для изучения уровня выраженности ПА учителей начальных классов была использована методика TAQ, разработанная в ИП ПГПУ Волочковым А. А.2) Разноуровневые свойства ИИ исследовались с помощью следующих методик: методика диагностики свойств нервной системы (Я. Стреляу), опросник EPQ Г.Ю. Айзенка, 16-фактрнный опросник Кеттела, методика Д. Морено "Социометрия". Из общей выборки было выделено две подгруппы с низким и высоким уровнем ПА. В каждую из групп вошло по 20 учителей начальных классов. Точки разбиения выборок вычислялись по формуле M+/-0,5SD, промежуточные значения удалялись.

Анализ характера межуровневых взаимосвязей в группах с низким и высоким уровнем ПА свидетельствует о том, что уровень ПА выполняет системообразующую и системоразвивающую функции в структуре ИИ учителя начальных классов.

В каждой из двух групп среди всех межуровневых взаимосвязей наибольшая доля приходится на уникальные, т.е. те которые не встречаются в другой группе. Кроме того половина общих для двух групп взаимосвязей оказываются уникальными если принимать во внимание характер этой связи. Это говорит о том, что уровень ПА влияет не только на появление новых межуровневых связей, но и уже установившиеся связи принимают противоположное по смыслу наполнение. Это особенно заметно при анализе связей свойств нервной системы (по Я. Стреляу) со свойствами личности (по Кеттелу): в группе низкоактивных учителей на 22 корреляционные связи приходится 4 общих, 12 уникальных и 6 противоположных по своему характеру связей, а в группе высокоактивных на 18 связей - 4 общих, 7 уникальных и 6 "противоположных".

Детальный анализ межуровневых взаимосвязей в группах с низким и высоким уровнем ПА показал следующее.

В группе с низким уровнем ПА все показатели свойств нервной системы (по Я. Стреляу) имеют прямые корелляционные связи с экстернальностью-интернальностью (по Г.Ю. Айзенку), т.е. экстернальность-интернальность прямо обусловлена свойствами темперамента. Между экстернальностью-интернальностью и свойствами личности (по Кеттелу) существуют восемь корреляционных связей: экстернальность может обуславливать такие свойства личности как открытость (A), беспечность (F), смелость (H), практичность (M), склонность к чувству вины (O) и зависимость (Q2). Анализ связей подвижности нервных процессов и свойств личности показывает, что низкий уровень подвижности нервных процессов может обуславливать замкнутость (A), подозрительность (L), "богемность" (M), спокойную самоуверенность (O), радикализм (Q1), самоконтроль (Q3) и низкую внутреннюю напряженность (Q4). Низкий уровень силы процессов торможения обуславливает замкнутость (A), "богемность" (M), спокойную самоуверенность (O) и радикализм (Q1). Корреляционные взаимосвязи силы процессов возбуждения со свойствами личности свидетельствуют о том, что повышение силы процессов возбуждения ведет к открытости (A), эмоциональной стабильности (C), доверчивости (L), практичности (M), простоте (N) и склонности к чувству вины (O).

В группе с высоким уровнем ПА была найдена лишь одна корреляционная связь подвижности нервных процессов со свойствами темперамента: низкий уровень подвижности нервных процессов обуславливает высокий уровень экстраверсии, тогда как низкий их уровень - интернальность. Также было найдено лишь две корреляционные связи экстернальности-интернальности со свойствами личности в противовес восьми таким связям в полярной группе и связи эти являются общими с этой группой: экстернальность может обуславливать твердость (I) и доверчивость (L).Т. е. в группе учителей с высоким уровнем ПА разрушается прямая и жесткая обусловленность профессионально необходимых учителю свойств личности свойствами темперамента. Повышение подвижности нервных процессов обуславливает открытость (A), податливость (E) и твердость (I).

Страницы: 1 2


Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптацией
В большинстве разработанных моделей зарубежных и отечественных исследователей до сих пор до конца не разводятся понятия Я-концепция, образ Я и самооценка. Некоторые авторы обращают в большей степени свое внимание на соотношение профессиональной Я-концепции и образа Я. Другие ученые обращаются к рассмотрению понятий образ Я и самооценка ...

Бронхиальная астма
Определенную особенность представляют семьи детей, страдающих бронхиальной астмой. 30% этих семей были неполными. Разводы родителей в ряде случаев оказались непосредственной причиной или провокацией возникновения заболевания. В каждой четвертой семье родители злоупотребляли алкоголем. Очень велика доля родителей, имеющих своеобразные че ...

Каузальная атрибуция
Атрибутивная теория является теорией, пытающиеся объяснить, как люди дают логические объяснения ответов на вопросы, начинающиеся с «почему». Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причины и связи, и того, что они делают с этой информации, для ответа на вопрос о причинах. Помимо этих проблем социального восприя ...