Задача 1
Страница 1

В цех пришёл новый слесарь-лекальщик. Он быстро освоился с работой и почувствовал себя в новом коллективе уверенно. Этому способствовали общительный характер, знание огромного количества анекдотов и дар рассказчика.

Однако с мастером отношения были натянуты. Мастер не одобрял постоянные отлучки рабочего, частые перекуры, разговоры на посторонние темы. Но план новичок выполнял, чувствовал поддержку авторитетных членов коллектива и стал игнорировать замечания и указания мастера.

Однажды мастер потребовал привести рабочее место в порядок. Рабочий наотрез отказался и нагрубил: «Я не уборщица, убирайте сами», и на возмущённый крик мастера сказал: «Тихо, старик, не фыркайте кипятком!».

И всё-таки мастер настоял на своём. Рабочий кое-как помахал метёлкой и тряпкой, а мастер вышел из цеха совершенно разбитый и потрясённый откровенной грубостью юноши, неумением держать себя в руках, с испорченным настроением.

Как должен был поступить мастер в данном случае? Чем стресс отличается от фрустрации? Что требуется для создания оптимального эмоционального состояния?

Решение:

На мой взгляд, в данной ситуации имеет место конфликт между начальником и новым работником, который укрепляется в позиции неформального лидера коллектива. То, что молодой человек имеет все шансы им стать, видно из описания ситуации: он очень быстро адаптировался, стал «душой компании», ему, а не старому мастеру, отданы симпатии сотрудников. Кроме того, нельзя сказать, что свои обязанности он выполняет плохо. Наоборот, он быстро освоился с работой и выполнял план.

Недовольство мастера вызывало не качество выполнения работы как таковой, а неформальные проявления неуважения и отказ от установленных им правил. Таким образом, имеет место конфликт между легитимным руководителем коллектива и неформальным лидером.

Социологи установили: группа, связанная непосредственными отношениями людей между собой, склонна к поиску и признанию лидера - сильной личности с привлекательными качествами. Неформальные лидеры - это члены коллектива, официально не имеющие высшей руководящей должности, но которые благодаря набору персональных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение. Перечень факторов, определяющих возможность неформального лидерства, достаточно широк: возраст, стаж работы, деловая компетентность, коммуникабельность и инициативность, интеллектуальное развитие, личные психологические качества, хорошие ораторские способности. Механизм его возникновения связан с тем, что каждый участник коллектива признает (хотя бы на поведенческом уровне): человек, претендующий на лидерство, превосходит его по одному или нескольким параметрам.

Феномен неформального лидерства в коллективе - медаль с оборотными сторонами. Задача руководителя - повернуть ее так, чтобы направить авторитет такого лидера в нужное русло. Главное - перераспределить его энергию: она должна быть потрачена не на интриги, а на решение задач.

В вышеприведенном примере мастер допустил две существенные ошибки.

Первая состояла в запоздалой диагностике неформального лидера. Руководитель видел его как молодого, коммуникабельного, способного сотрудника, но не более.

Вторая ошибка - в нежелании найти компромисс с неформальным лидером, подстроить его энергию и инициативу под нужды и потребности фирмы.

Погасить наметившийся конфликт мастер мог следующим способом. Разработав новую стратегию умеренного расширения фирмы, включить в нее предложения скрытого лидера, одновременно подчеркнув его значимость для организации. Никаких противопоставлений и открытых конфликтов! Естественным результатом мог стать долгий диалог с участием всех заинтересованных сторон. При этом инициативы неформального лидера и официальный путь развития фирмы обязательно нашли бы точки соприкосновения. В данном случае неформальный лидер стал серьезной проблемой для начальника. Если в столкновении он выберет самый жесткий способ – взыскания и увольнение, то значительная часть коллектива может принять уход неформального лидера как доказательство несостоятельности руководства.

Страницы: 1 2 3


“Я-концепция” К. Роджерса
Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления — американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является “Я-концепция” — представление личности о самой себе, образ собственно ...

Микроколебания настроения
Если до этого были рассмотрены типические проявления более или менее устойчивого фонового психоэмоционального настроя человека, то теперь рассмотрим автоматические реакции человека на неожиданно возникший раздражитель (слово, поступок, ситуацию). Как и всегда, на учёт берут либо набор из приводимых ниже признаков, либо единственный, но ...

Социально психологический тренинг
Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый человек ежедневно осуществляет верификацию поведения партнёров по общению и от адекватности данного процесса зависит успешность в социальном взаимодействии, а для представителей некоторых профессий (следователь, дознаватель, судья, сотрудник таможни) и профессиональная успешность. В ...