Задача 1
Страница 1

В цех пришёл новый слесарь-лекальщик. Он быстро освоился с работой и почувствовал себя в новом коллективе уверенно. Этому способствовали общительный характер, знание огромного количества анекдотов и дар рассказчика.

Однако с мастером отношения были натянуты. Мастер не одобрял постоянные отлучки рабочего, частые перекуры, разговоры на посторонние темы. Но план новичок выполнял, чувствовал поддержку авторитетных членов коллектива и стал игнорировать замечания и указания мастера.

Однажды мастер потребовал привести рабочее место в порядок. Рабочий наотрез отказался и нагрубил: «Я не уборщица, убирайте сами», и на возмущённый крик мастера сказал: «Тихо, старик, не фыркайте кипятком!».

И всё-таки мастер настоял на своём. Рабочий кое-как помахал метёлкой и тряпкой, а мастер вышел из цеха совершенно разбитый и потрясённый откровенной грубостью юноши, неумением держать себя в руках, с испорченным настроением.

Как должен был поступить мастер в данном случае? Чем стресс отличается от фрустрации? Что требуется для создания оптимального эмоционального состояния?

Решение:

На мой взгляд, в данной ситуации имеет место конфликт между начальником и новым работником, который укрепляется в позиции неформального лидера коллектива. То, что молодой человек имеет все шансы им стать, видно из описания ситуации: он очень быстро адаптировался, стал «душой компании», ему, а не старому мастеру, отданы симпатии сотрудников. Кроме того, нельзя сказать, что свои обязанности он выполняет плохо. Наоборот, он быстро освоился с работой и выполнял план.

Недовольство мастера вызывало не качество выполнения работы как таковой, а неформальные проявления неуважения и отказ от установленных им правил. Таким образом, имеет место конфликт между легитимным руководителем коллектива и неформальным лидером.

Социологи установили: группа, связанная непосредственными отношениями людей между собой, склонна к поиску и признанию лидера - сильной личности с привлекательными качествами. Неформальные лидеры - это члены коллектива, официально не имеющие высшей руководящей должности, но которые благодаря набору персональных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение. Перечень факторов, определяющих возможность неформального лидерства, достаточно широк: возраст, стаж работы, деловая компетентность, коммуникабельность и инициативность, интеллектуальное развитие, личные психологические качества, хорошие ораторские способности. Механизм его возникновения связан с тем, что каждый участник коллектива признает (хотя бы на поведенческом уровне): человек, претендующий на лидерство, превосходит его по одному или нескольким параметрам.

Феномен неформального лидерства в коллективе - медаль с оборотными сторонами. Задача руководителя - повернуть ее так, чтобы направить авторитет такого лидера в нужное русло. Главное - перераспределить его энергию: она должна быть потрачена не на интриги, а на решение задач.

В вышеприведенном примере мастер допустил две существенные ошибки.

Первая состояла в запоздалой диагностике неформального лидера. Руководитель видел его как молодого, коммуникабельного, способного сотрудника, но не более.

Вторая ошибка - в нежелании найти компромисс с неформальным лидером, подстроить его энергию и инициативу под нужды и потребности фирмы.

Погасить наметившийся конфликт мастер мог следующим способом. Разработав новую стратегию умеренного расширения фирмы, включить в нее предложения скрытого лидера, одновременно подчеркнув его значимость для организации. Никаких противопоставлений и открытых конфликтов! Естественным результатом мог стать долгий диалог с участием всех заинтересованных сторон. При этом инициативы неформального лидера и официальный путь развития фирмы обязательно нашли бы точки соприкосновения. В данном случае неформальный лидер стал серьезной проблемой для начальника. Если в столкновении он выберет самый жесткий способ – взыскания и увольнение, то значительная часть коллектива может принять уход неформального лидера как доказательство несостоятельности руководства.

Страницы: 1 2 3


Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения
Проблема становления рефлексии в учебной деятельности все чаще выступает предметом изучения, так как разработка средств ее формирования приближает решение проблемы стимуляции саморазвития личности, возможность управления развитием субъекта и совершенствования его деятельности. Многие авторы так или иначе прикасаются к данной проблеме в ...

Развитие воли
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека [6, с.582]. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка хара ...

Правовая и психологическая оценка высказываний
Несмотря на то, что в российском праве уже более десяти лет действует институт компенсации морального вреда, до сих пор судебная практика и юридическая доктрина не выработали приемлемых критериев его оценки, то есть степени причиненных нравственных и физических страданий потерпевшему (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации ...