Взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов психологов
Страница 1

Материалы » Особенности профессионального выбора студентов » Взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов психологов

Время обучения в ВУЗе это не только период формирования компетентного специалиста, но это этап развития личности, время становления ценностей и от того, насколько успешным и благополучным будет ощущать себя человек, может зависеть весь жизненный путь личности. В зарубежной психологии продуктивно разрабатывается проблема психологической удовлетворенности (R.Ryan, E.Deci) и благополучия (C.Ryff, N.Bradburn, Ed.Diener). В России проблему психологического благополучия разрабатывает П.П.Фесенко, которым адаптирована методика направленная на изучение психологического благополучия.

Целью нашего исследования выступило изучение взаимосвязи удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов психологов.

В качестве гипотезы, выступило предположение, что психологическое благополучие, выступая как важный параметр отражающий состояние развивающейся личности, будет положительно связано с удовлетворенностью учением.

Психологическое благополучие выступает как интегральный показатель, отражающий состояние благополучия личности, субъективное ощущения счастья, удовлетворенностью жизнью и включает в себя ряд параметров: баланс аффекта, осмысленность жизни, человек как открытая система и автономия, которые соответствуют шкалам опросника «Шкалы психологического благополучия» (C.Ryff в адаптации П.П.Фесенко). Данный опросник мы использовали в исследовании, для изучения параметров психологического благополучия.

Удовлетворенность учением, рассматривается как удовлетворенность психологическим климатом учебной группы, отношениями с преподавателями, в целом удовлетворенностью процессом обучения и учебной деятельностью. В нашем исследовании мы воспользовались версией опросника R.Ryan и E.Deci «Learning Climate Questionnaire». Данный опросник представляет собой набор из 15 утверждений относительно отношений в процессе учебой деятельности, на которые предлагается ответить степенью согласия относительно семи бальной шкалы от полного несогласия к полному согласию. Наше исследование выступило как один из этапов создания русской версии опросника, и мы воспользовались согласованной версией из нескольких независимых прямых и обратных переводов. Внутренняя согласованность пунктов опросника по коэффициенту α – Кронбаха составляет 0,87.

В исследовании приняли участие 75 студентов факультета клинической психологии Курского государственного медицинского университета, 2-5 курсов.

Для статистического анализа мы использовали пакет STATISTICA 6.0, коэффициент ранговой корреляции R Спирмена и анализ достоверности элемента α – Кронбаха.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

При нахождении корреляционных связей между шкалами опросника «Шкалы психологического благополучия» и показателем удовлетворенность учением были обнаружены значимые корреляции по следующим пунктам:

1. Удовлетворенность учением положительно связана с осмысленностью жизни (R=0,315, р=0,005). Это говорит нам о том, что если у человека имеются четко поставленные цели в жизни, прошлое и настоящее оценивается как имеющее смысл, он следует убеждениям придающим смысл жизни, то процесс обучения оценивается как позитивный.

2. Удовлетворенность учением отрицательно связана с показателем баланс аффекта (R=−0,385, р=0,0006). Это свидетельствует о том, что люди удовлетворенные учением, также эмоционально более положительно оценивают себя и свою жизнь, у них преобладает позитивная самооценка и принятие себя, высокое мнение о собственных возможностях, чувство компетентности.

Страницы: 1 2


Структура совладающего поведения
Совладающее со стрессом поведение, или копинг стал активно изучаться в последние годы (Н.Ф. Михайлова, P.M. Грановская S. Folkman). В создавшейся на сегодняшний день экономической ситуации изучение данной проблематики приобретает особенно острую необходимость. Значительное количество работ посвящено, как теоретической разработке данной ...

Цели и задачи специальной педагогики
Основная цель специальной педагогики - выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности. Задачи специальной педагогики: 1. изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; ...

Не пропусти мяч
Цель: развитие внимания Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот ког ...