Взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов психологов
Страница 1

Материалы » Особенности профессионального выбора студентов » Взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов психологов

Время обучения в ВУЗе это не только период формирования компетентного специалиста, но это этап развития личности, время становления ценностей и от того, насколько успешным и благополучным будет ощущать себя человек, может зависеть весь жизненный путь личности. В зарубежной психологии продуктивно разрабатывается проблема психологической удовлетворенности (R.Ryan, E.Deci) и благополучия (C.Ryff, N.Bradburn, Ed.Diener). В России проблему психологического благополучия разрабатывает П.П.Фесенко, которым адаптирована методика направленная на изучение психологического благополучия.

Целью нашего исследования выступило изучение взаимосвязи удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов психологов.

В качестве гипотезы, выступило предположение, что психологическое благополучие, выступая как важный параметр отражающий состояние развивающейся личности, будет положительно связано с удовлетворенностью учением.

Психологическое благополучие выступает как интегральный показатель, отражающий состояние благополучия личности, субъективное ощущения счастья, удовлетворенностью жизнью и включает в себя ряд параметров: баланс аффекта, осмысленность жизни, человек как открытая система и автономия, которые соответствуют шкалам опросника «Шкалы психологического благополучия» (C.Ryff в адаптации П.П.Фесенко). Данный опросник мы использовали в исследовании, для изучения параметров психологического благополучия.

Удовлетворенность учением, рассматривается как удовлетворенность психологическим климатом учебной группы, отношениями с преподавателями, в целом удовлетворенностью процессом обучения и учебной деятельностью. В нашем исследовании мы воспользовались версией опросника R.Ryan и E.Deci «Learning Climate Questionnaire». Данный опросник представляет собой набор из 15 утверждений относительно отношений в процессе учебой деятельности, на которые предлагается ответить степенью согласия относительно семи бальной шкалы от полного несогласия к полному согласию. Наше исследование выступило как один из этапов создания русской версии опросника, и мы воспользовались согласованной версией из нескольких независимых прямых и обратных переводов. Внутренняя согласованность пунктов опросника по коэффициенту α – Кронбаха составляет 0,87.

В исследовании приняли участие 75 студентов факультета клинической психологии Курского государственного медицинского университета, 2-5 курсов.

Для статистического анализа мы использовали пакет STATISTICA 6.0, коэффициент ранговой корреляции R Спирмена и анализ достоверности элемента α – Кронбаха.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

При нахождении корреляционных связей между шкалами опросника «Шкалы психологического благополучия» и показателем удовлетворенность учением были обнаружены значимые корреляции по следующим пунктам:

1. Удовлетворенность учением положительно связана с осмысленностью жизни (R=0,315, р=0,005). Это говорит нам о том, что если у человека имеются четко поставленные цели в жизни, прошлое и настоящее оценивается как имеющее смысл, он следует убеждениям придающим смысл жизни, то процесс обучения оценивается как позитивный.

2. Удовлетворенность учением отрицательно связана с показателем баланс аффекта (R=−0,385, р=0,0006). Это свидетельствует о том, что люди удовлетворенные учением, также эмоционально более положительно оценивают себя и свою жизнь, у них преобладает позитивная самооценка и принятие себя, высокое мнение о собственных возможностях, чувство компетентности.

Страницы: 1 2


Восприятие Другого в условиях личного субъект-субъектного общения
Вопрос об изучении сферы не просто дружеских отношений, товарищества, а той самой редкой "настоящей " дружбы еще и начале 21 века остается открытым. То же общее определение дружбы большинством словарей (2): "устойчивые, долговременные отношения, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов&q ...

Механизм гипнотического подхода в рекламе
Эдвард Л. Бернейз пишет, что “на создание благоприятного отношения к товарам тратится значительного больше миллионов, чем на создание благоприятного отношения к компаниям, производящим эти товары”. Конкретность и образность ключевых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко себе представить, существенн ...

Характеристика базовых потребностей
Базовые потребности обычно обнаруживаются и испытываются в указанном выше порядке. Однако есть много исключений. Некоторые индивиды, например, могут предпочитать самооценку любви со стороны других. Или, скажем, у человека, долгое время бывшего безработным, могут притупиться желания, связанные с высшими потребностями, раз ему в течение м ...