Гуманитарная парадигма в науке
Страница 1

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые [6]

У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX — начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания [7]

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:

o Интерсубъективность

o Прогрессизм

o Обоснованность

o Критичность

Но, как отмечает В.Н. Сурков [7], эти критерии научности в психологии реализуются лишь в тенденции. При этом автор дает характеристики, традиционно выражающие специфику гуманитарного знания. Среди них в первую очередь человекосоразмерность, ценностная размерность, процессуальность, индивидуализирующая методология, субъектность, осознание особой роли понимания, преобладание качественного аспекта исследований над количественным, языковая чувствительность [7]. В.Н. Сурков сравнивает особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигме (табл. 1)

Таблица 1. Особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах:

Естественнонаучная

Гуманитарная

Предмет

Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.

Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.

Принципы

Детерминизм

Интенциональность (индетерминизм)

Научный подход

Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный.

Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный,

Цель

Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость

Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности

Методы

Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.

Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.

Позиция исследователя

Беспристрастная, отстраненная

Эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения Знания

Гипотеза, теоретический конструкт.

Беспредпосылочность.

Критерий истины

Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.

Опыт исследовтеля, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.

Отношение к исследуемому

Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности.

Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.

Страницы: 1 2


Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический аспект)
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности челов ...

Методы
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики: модифицированная методика семантического дифференциала (СД) для изучения степени дифференцированности самосознания; методика свободного самоописания для исследования содержательных особенностей образа "я" старших подростков; методика неоконченны ...

Является ли воспитание целенаправленным компонентом формирования личности?
Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником". Достижения современной науки, в том числе труды отечественных психологов, педагогов, физиологов и генетиков свидетельствуют о том, что только в социальн ...