Социометрическая проба «День рождения».

Материалы » Выявление эмоциональных предпочтений в общении » Социометрическая проба «День рождения».

Автор:

Апробация:

Цель:

выявление эмоциональных предпочтений в общении, значимости социального окружения.

Проведение обследования:

ребёнку даётся инструкция: «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный торт со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай отметим твой стул – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, девочки – снежинку.) Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора). Ребёнок может называть имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок. После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого – то сажать или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт нам возможность предположить его потребность в общении). Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь ещё кого – то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

Инструкция обработки:

1.Потребность в общении: а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые; б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачёркиваются) «стулья»; в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.

2.Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».

3. Значимость социальных окружений: а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними; б) преобладание какой – то группы (семья, детский сад, двор и т. д.) – значимая среда в общении; в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.


Воля, ее функции
Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Не любые действия человека являются волевыми. Действия, не связанные с сознательной постановкой цели и преодолением трудностей (например, поворот головы на резкий или неожиданный звук), являются непроизво ...

Организация труда. Условия организации труда
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того, чтобы к участию в труде привлекались все д ...

Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум)
Эта когнитивная теория объясняет изменение отношения личности под влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум объектам. Авторы теории – Ч. Осгуд и П. Танненбаум. Конгруэнтность трактуется как совпадение. В данной теории делается попытка предсказать изменение отношения (аттитюда) личности к ...