Позиция Фрейда

Интересна позиция Фрейда на поведение человека в толпе. Он задаётся вопросом: «Почему мы изменяемся, присваиваем мысли других людей, хотим быть похожими на других?». Ответ традиционен – действие внушения, гипноза. Каковы же причины его? Фрейд, объясняя то, что связывает людей в толпе, предлагает понятие либидо. Оно охватывает все виды любви – к себе, к детям, своим идеям и др. Именно под воздействием импульса любви образуются связи между людьми. В любых отношениях с виду абстрактных и безразличных, нейтральных, как те, которые связывают солдата и офицера, студента и преподавателя, работника и начальника, кроются сильные и смутные эмоции, которые мы меньше всего осознаём. Человек, отдающий свою жизнь за руководителя, совершает акт любви. Либидо – фундамент, единство толпы. Но в то же время толпа имеет антисоциальные наклонности, которые препятствуют объединению. Потому любая толпа, чтобы установить длительную связь, должна их преодолеть. Выделяются две антисоциальные тенденции: 1) нарциссизм – исключительная любовь к собственному «я», которая делает человека нечувствительным к желаниям других, нетерпимым ко всему, что не есть он сам. В широком смысле нарциссизм – это любовь к своему городу, к стране, активистов к их партии и вождю и др. С другой стороны есть антипатия ко всему чужому – другая нация раса и др. 2) стремление к немедленному удовлетворению желаний и инстинктов, особенно сексуальных. Эротическое влечение соединяет людей, но при удовлетворении – разделяет и вновь необходимо время для накопления либидо. Потому отказ от удовлетворения влечений создаёт постоянную толпу, базирующейся на организации и высшем идеале. Человек, поглощённый толпой, отказывается от личного и позволяет воздействовать на себя другим, так как испытывает необходимость в согласии с другими членами толпы больше, чем в разногласии с ними: следовательно, он делает это из любви к другим. Предводитель – нарцисс не любит никого кроме себя в силу исключительной веры в свои способности, идеи, и чувства превосходства. Его воля не нуждается в поддержке других, в оценках окружающих. Толпа же испытывает потребность чувствовать себя любимой, так же как и любить самой. Члены толпы ладят с собой в той мере, в какой ими восхищаются. Везде присутствует иллюзия видимого или невидимого лидера: Христос, Главнокомандующий др., который любит равным образом всех членов этого общества. Всё остальное увязывается с этой иллюзией. Каждый думает, что получает плату за свою любовь. Но, если лидера заподозрят в неодинаковой любви, толпа распадётся.


Особенности регуляторных функций и совладающего поведения у больных рассеянным склерозом
Рассеянный склероз (РС) представляет собой распространенное инвалидизирующее неврологическое заболевание лиц молодого возраста, при котором наблюдается многоочаговое поражение белого вещества ЦНС вследствие демиелинизации нервных волокон. Многоочаговый характер поражения определяет многообразие и широкую вариативность клинических прояв ...

Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов
В реалиях XXI века особо остро стоят вопросы изучения специфики супружеского взаимодействия, отношения супругов к различным сторонам семейной жизни, представлений супругов о желаемом распределении ролей в семье, а также их представлений о своей семье в целом. Основанием для постановки данной проблемы является, отмечаемый многими учеными ...

Динамика заучивания
Изучая динамику процесса заучивания, мы составили сводную таблицу, на основе которой были построены графики. Исходя из полученных результатов, можно отметить, что динамика процесса заучивания испытуемого заметно отличается от обще-групповой динамики. Если для группы в целом характерно лишь увеличение количества запоминаемых слов с кажды ...