Закономерности психического развития
Страница 2

Материалы » Основные проблемы возрастной психологии » Закономерности психического развития

Психическое развитие - это процесс качественных изменений в психике, появление новых образований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Психическое развитие осуществляется одновременно по линиям:

- познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

- психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);

- личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается. Это значит воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним…» и «…личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д… не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка…»

Обучение и воспитание как главнейшие формы организации активности детей строятся с учетом наследственных данных, задатков, а также с учетом достигнутого уровня психического развития.

В зависимости от того, как оценивается роль обучения в психическом развитии ребенка, психологи разделились на два лагеря.

Один из них – психологи женевского направления (Ж.Пиаже, Инельдер и др.) – ограничивают роль обучения, считая, что знакомство ребенка с вещами и познание их происходит само собой, а обучение только «приспосабливается» к тому развитию, которое происходило спонтанно, самостоятельно.

Ребенок, по мнению Ж. Пиаже, является природным существом и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Действия ребенка, отмечает Пиаже, опосредуются окружающим миром. Однако он не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их, приспособляя к себе. В свою очередь внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает ответные действия, облегчающие его приспособление к миру.

Признавая роль социальных воздействий в психическом развитии, Ж. Пиаже в то же время отмечает их незначительную роль. Так, выделяя факторы интеллектуального развития, он никогда не включает в их число обучение. И это – применительно не только к детям дошкольного возраста, но и школьного, у которых учебная деятельность является ведущей. Пиаже не отрицает роли обучения в развитии, но считает, что обучение не может изменить содержания или последовательности развития. Оно способно лишь несколько его замедлить или ускорить.

Ж. Пиаже рассматривает развитие как результат спонтанного усложнения взаимоотношений отдельного индивида с окружающей средой.

Представление о взаимосвязанности процессов обучения и развития при ведущей роли обучения противостоит положению, долгое время господствовавшему в детской психологии, о том, что развитие – это созревание, а обучение должно надстраивать над созреванием.

Психологи другого направления, и в первую очередь отечественные ученые, придают обучению значение основного фактора, ведущего за собой развитие. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть открыты ребенком без участия взрослых. Взрослые передают ребенку знания о предметах, о зафиксированных в обществе способах их использования, т.е. обучают ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


Дарвинизм
Для физико-химической школы детерминизм был идентичен понятию о механической причинности, каким его принимала наука со времён Галилея и Кеплера. Впервые эти понятия развёл Дарвин, учение которого открыло специфическую детерминацию систем более сложного порядка, чем механические. Был выдвинут новый объяснительный принцип, согласно которо ...

Стрессоры оценок.
Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго до осуществления деятельности или непосредственно перед ней, сразу после окончания действия или через большой промежуток после его совершения. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им у ...

Несколько фактов интеллектуального поведения животных
1. Опыт принадлежит нашему советскому физиологу – профессору кафедры нервной деятельности университета Л. В. Крушинскому и называется опытом с экстраполяционным рефлексом. В данном случае речь идет тоже о восприятии отношений, но уже не пространстве, а восприятии отношений во времени. Аппарат, на котором демонстрируется указанный опыт, ...