Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни

Материалы » Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте » Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни

Первое полугодие жизни

. Основным психологическим новообразованием, складывающимся как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми.

Аффективно-личностные связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного развития.

На данном этапе (в период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста) происходит овладение ребенком экспрессивно-мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления.

Комплекс оживления — понятие, введенное в 20–х гг. Н.М. Щеловановым. Означает различные положительные эмоционально–двигательные реакции младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения, или на красивые игрушки, приятные звуки и пр. Выражается в замирании и зрительном сосредоточении на объекте восприятия, улыбке, издаваемых звуках, двигательном оживлении. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого.[5]

Комплекс оживления возникает в конце первого – начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем – улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте 3—4-х месяцев происходит видоизменение комплекса в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту.

Примечательным компонентом в составе комплекса оживления являются предречевые вокализации малыша (гукание, гуление, лепет), являясь как эмоциональной реакцией так и инициативным действием, выполняя функцию средства общения ребенка со взрослыми. Они легче всего вызываются в ответ на обращения взрослых, но часто проявляются и спонтанно. Во втором полугодии жизни лепет обычно сопровождает любую деятельность ребенка и используется им как для выражения своих желаний и состояний, так и для называния некоторых предметов. Отсутствие предречевых вокализаций или слабая их представленность в поведенческом репертуаре ребенка может свидетельствовать о наличии патологии органов слуха и речи, задержке психического развития или служить признаком "госпитализма" как следствия дефицита общения со взрослыми. Однако и наличие вокализиций не гарантирует отсутствия какой-либо патологии.

Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве – диагностический признак задержки психического развития ребенка.

Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными, мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается да них руками и, наконец, научается хватать предметы.

Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап — во второе полугодие.


Практические занятия для родителей
На практических занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т. д. Как показал эксперимент, наиболее удобной формой работы с родителями являют ...

По типу контактов с респондентом
· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) · Заочное (анкетёр отсутствует) o Рассылка анкет по почте o Публикация анкет в прессе o Публикация анкет в интернете o Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. [1, 42 с.] ...

Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.
Данный анализ профессиональной деятельности юриста, позволяет значительно глубже и шире дополнить его как профессионограмму (описание объективных характеристик деятельности и индивидуальных особенностей человека), так и психограмму (профессионально значимые свойства) и в итоге создать надёжную систему оценки и отбора кандидатов для пра ...