Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни

Материалы » Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте » Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни

Первое полугодие жизни

. Основным психологическим новообразованием, складывающимся как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми.

Аффективно-личностные связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного развития.

На данном этапе (в период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста) происходит овладение ребенком экспрессивно-мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления.

Комплекс оживления — понятие, введенное в 20–х гг. Н.М. Щеловановым. Означает различные положительные эмоционально–двигательные реакции младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения, или на красивые игрушки, приятные звуки и пр. Выражается в замирании и зрительном сосредоточении на объекте восприятия, улыбке, издаваемых звуках, двигательном оживлении. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого.[5]

Комплекс оживления возникает в конце первого – начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем – улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте 3—4-х месяцев происходит видоизменение комплекса в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту.

Примечательным компонентом в составе комплекса оживления являются предречевые вокализации малыша (гукание, гуление, лепет), являясь как эмоциональной реакцией так и инициативным действием, выполняя функцию средства общения ребенка со взрослыми. Они легче всего вызываются в ответ на обращения взрослых, но часто проявляются и спонтанно. Во втором полугодии жизни лепет обычно сопровождает любую деятельность ребенка и используется им как для выражения своих желаний и состояний, так и для называния некоторых предметов. Отсутствие предречевых вокализаций или слабая их представленность в поведенческом репертуаре ребенка может свидетельствовать о наличии патологии органов слуха и речи, задержке психического развития или служить признаком "госпитализма" как следствия дефицита общения со взрослыми. Однако и наличие вокализиций не гарантирует отсутствия какой-либо патологии.

Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве – диагностический признак задержки психического развития ребенка.

Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными, мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается да них руками и, наконец, научается хватать предметы.

Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап — во второе полугодие.


Стрессоры активной деятельности.
Их воздействие на организм человека осуществляется в процессе выполнения какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушать процесс деятельности, но и усиливать и мобилизовывать её. Это могут быть: – экстремальные стрессоры – боевые действия и все другие ситуации, связанные с риском; – производственные стрессоры – пер ...

Различие между чувствами и эмоциями
Для чего в повседневной жизни служат чувства и для чего — эмоции? На эти два вопроса у нас сразу же напрашиваются весьма различные ответы: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются. В самом деле, нам совсем легко представить человека, который никогда не переживал бы эмоции, никогда не испытывал бы ...

Врожденные или притворные жестикуляции
Именно спонтанные жесты вызывают вопрос о природе аналоговых сигналов, естественного они происхождения или привнесены воспитанием. Вероятно, научные прения по этому поводу будут продолжаться еще долгое время, но уже сейчас вырисовывается возможный ответ. Существуют некоторые врожденные сигналы, которые можно приравнять к инстинкту. Прич ...