Сюжетно-ролевые игры детей в ДОУ и детском доме: общее и отличное
Страница 1

Материалы » Преодоление иждивенческой позиции воспитанников детского дома » Сюжетно-ролевые игры детей в ДОУ и детском доме: общее и отличное

Проблема воспитание детей сирот актуальна для современной России. Личность ребенка сироты имеет ряд специфических особенностей, затрудняющих его полноценную социализацию и создание им семьи в дальнейшем семьи. Потому что социально-приемлемая модель семейных отношений оказывается не сформированной. Управление сюжетно- ролевой игрой может способствовать преодолению негативных особенностей становление личности ребенка- сироты, помочь формированию просоциального образа семьи. Данное исследование является первым этапом в работе по формированию образа семьи у детей из детского дома и посвящено изучению особенностей сюжетно- ролевых игр детей сирот и механизмов, обуславливающих эти особенности.

Объектом

являлась сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. Предметом - особенности сюжетно-ролевой игры у детей- сирот.

В исследовании была принята следующая гипотеза: ролевая игра дошкольников – сирот качественно отлична от ролевой игры детей, проживающих в семьях по критериям выбора сюжета, оптимальности отношений, уровня самостоятельности в игре.

Для проверки гипотезы нами использовались организационный метод поперечного среза: включенное наблюдение по схеме Р.Р. Калининой, беседа с педагогами, формирующий эксперимент.

Нами были исследованы108 детей в возрасте от 3,5 до 7 лет. 71 ребенок посещает ДОУ. 27 воспитанники детского дома

Мы сравнили результаты наблюдения по схеме Р. Р. Калининой в двух группах детей по критерию Манна-Уитни .Выявлены значимые различия по всем показателям, присутствующим в схеме наблюдения Р.Р. Калининой: Самостоятельность в распределении ролей, управление поведением, ролью, богатство игровых действий, использование атрибутики и ролевой речи, стремление к выполнению правил. Так же нами были выявлены различия по ряду дополнительных показателей: Время игр, сюжеты, влияние взрослого на игру.

Говоря о причинах выделенных отличий, мы предполагаем следующее:

· Бедность кругозора воспитанников детского дома.

· Отсутствие в их мире « мира взрослых», дети из детского дома не наблюдают, как взрослые относятся к друг другу, как общаются.

· Безусловность сверстника. Сверстник есть всегда, по этому не воспринимается, как нечто значимое.

На основе результатов диагностического исследования нами была разработана развивающая программа по формированию у детей игры по новому для них сюжету «общественный транспорт». Данный сюжет был выбран потому, что с одной стороны позволяет опробовать методику формирования у детей нового понятия, с другой стороны, не несет яркой эмоциональной окраски, такой, как например, образ семьи. При построений развивающей программы был использован метод комплексного руководства игрой, применялись различные формы работы: занятия по ознакомлению с окружающим миром, изо-деятельности, конструированию, социально- нравственному воспитанию, экскурсия, организация и управление сюжетно- ролевыми играми детей.

Улучшение ролевых игр детей в ходе проведения развивающей работы доказано статистически (с помощью критериев Вилкоксона и Манн Уитни). Дети экспериментальной группы научились обговаривать, кто какую роль на себя взял до начала игры, и именно ролью, а не личными желаниями начало направляться поведение. У них расширилось многообразие игровых действий. Они более грамотно использовали атрибутику и предметы заместители.

Страницы: 1 2


Конструктивный альтернативизм
Теория личности Дж. Келли появилась в 1955 году. Лежащий в основе философии конструктивный альтернативизм дает людям большое количество возможностей для выбора альтернативы оригинальному. Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене». Все теории лично ...

Соперничество и сотрудничество
Соперничество представляет собой процесс, охватывающий ряд явлений и этапов. Этапы: Объективная соревновательная ситуация включает в себя стандарт для сравнения по меньшей мере еще одного человека. Результат спортсмена сравнивают со стандартом в присутствии хотя бы еще одного человека, которому известен критерий сравнения. Субъективн ...

Актуальность, цели и задачи теста.
1. Развить творческое отношение к жизни. 2. Определить творческий потенциал. 3. Выбрать подходящую профессию. 4. Активизировать интеллект. 5. Развить фантазию. 6. Организовать четкое мышление. 7. Развить предприимчивость. 8. Развить способность вступать в первый контакт. 9. Развить коммуникабельность. 10. Прогнозировать развити ...