Сюжетно-ролевые игры детей в ДОУ и детском доме: общее и отличноеСтраница 1
Проблема воспитание детей сирот актуальна для современной России. Личность ребенка сироты имеет ряд специфических особенностей, затрудняющих его полноценную социализацию и создание им семьи в дальнейшем семьи. Потому что социально-приемлемая модель семейных отношений оказывается не сформированной. Управление сюжетно- ролевой игрой может способствовать преодолению негативных особенностей становление личности ребенка- сироты, помочь формированию просоциального образа семьи. Данное исследование является первым этапом в работе по формированию образа семьи у детей из детского дома и посвящено изучению особенностей сюжетно- ролевых игр детей сирот и механизмов, обуславливающих эти особенности.
Объектом
являлась сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. Предметом - особенности сюжетно-ролевой игры у детей- сирот.
В исследовании была принята следующая гипотеза: ролевая игра дошкольников – сирот качественно отлична от ролевой игры детей, проживающих в семьях по критериям выбора сюжета, оптимальности отношений, уровня самостоятельности в игре.
Для проверки гипотезы нами использовались организационный метод поперечного среза: включенное наблюдение по схеме Р.Р. Калининой, беседа с педагогами, формирующий эксперимент.
Нами были исследованы108 детей в возрасте от 3,5 до 7 лет. 71 ребенок посещает ДОУ. 27 воспитанники детского дома
Мы сравнили результаты наблюдения по схеме Р. Р. Калининой в двух группах детей по критерию Манна-Уитни .Выявлены значимые различия по всем показателям, присутствующим в схеме наблюдения Р.Р. Калининой: Самостоятельность в распределении ролей, управление поведением, ролью, богатство игровых действий, использование атрибутики и ролевой речи, стремление к выполнению правил. Так же нами были выявлены различия по ряду дополнительных показателей: Время игр, сюжеты, влияние взрослого на игру.
Говоря о причинах выделенных отличий, мы предполагаем следующее:
· Бедность кругозора воспитанников детского дома.
· Отсутствие в их мире « мира взрослых», дети из детского дома не наблюдают, как взрослые относятся к друг другу, как общаются.
· Безусловность сверстника. Сверстник есть всегда, по этому не воспринимается, как нечто значимое.
На основе результатов диагностического исследования нами была разработана развивающая программа по формированию у детей игры по новому для них сюжету «общественный транспорт». Данный сюжет был выбран потому, что с одной стороны позволяет опробовать методику формирования у детей нового понятия, с другой стороны, не несет яркой эмоциональной окраски, такой, как например, образ семьи. При построений развивающей программы был использован метод комплексного руководства игрой, применялись различные формы работы: занятия по ознакомлению с окружающим миром, изо-деятельности, конструированию, социально- нравственному воспитанию, экскурсия, организация и управление сюжетно- ролевыми играми детей.
Улучшение ролевых игр детей в ходе проведения развивающей работы доказано статистически (с помощью критериев Вилкоксона и Манн Уитни). Дети экспериментальной группы научились обговаривать, кто какую роль на себя взял до начала игры, и именно ролью, а не личными желаниями начало направляться поведение. У них расширилось многообразие игровых действий. Они более грамотно использовали атрибутику и предметы заместители.
Роль взаимопонимания в межличностных отношениях
Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношении. В качестве причины самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов, разводов, распадов отношений чаще всего опрошенные называют взаимонепонимание–более 80% случаев. Напротив, добрые отношения хара ...
Этапы творческого процесса
Как рождаются новые идеи? Этот вопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколько теорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физика Германа фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке и расширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теория была основана на изучен ...
Психологические особенности неполных семей
Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семейное благополучие во многом зависит от того, ...

