Структура профориентационной работы
Страница 2

Материалы » Психология профориентационной работы с подростками » Структура профориентационной работы

Эффективность работы профконсультанта по профдиагностике во многом зависит от активности школьников в определении своего жизненного пути. Выбор профессии подростком должен основываться как на знании своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимании своего места как квалифицированного специалиста в современном производстве. Рассмотрим далее некоторые методы и методики изучения личности подростка и метод профдиагностики. [5, c.4]

Одна из задач предварительной профдиагностики в школе — определение пригодности школьника к той или иной профессии в соответствии с психофизиологическими свойствами личности.

Психофизиологические особенности человека — это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:

- самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;

- признание родных, знакомых, друзей;

- самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;

- применение своих знаний, умений, способностей;

- творческий характер труда;

- стать мастером своего дела;

- романтика трудовой деятельности;

- материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

- общая мотивировка;

- романтика профессий;

- мотивы познавательного характера;

- мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;

- ссылка на пример;

- немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

- мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

- мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;

- мотивация неуверенная, неаргументированная;

- никак не аргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.

1. Интерес— это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов.

2. Склонности— это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.

3. Способности— это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не водятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Учёт особенностей темперамента в профессиональной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек-дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, лётчика и т.д.

Страницы: 1 2 3


Влияние социальной теории Маркса на работу А.В. Петровского
В советский период идеологическое давление на социальную психологию было весьма весомым. Ведь всё упиралось на людей чьи книги стояли на многих полках, имея в виду Маркса, Энгельса, Ленина. Это притормаживало инновационные идеи советских психологов. Психологическая теория коллектива представлена наиболее полно в работах А.В. Петровского ...

Конфликт как вид критических ситуаций
Что же такое конфликт с точки зрения психологии? Современная психологическая наука различает четыре ключевых понятия, описывающих психологический контекст возникновения конфликтов, прежде всего как критических жизненных ситуаций. Это — стресс, фрустрация, кризис и конфликт. Конфликт как вид критических ситуаций, является и одним из ти ...

История заболевания
Больной себя считает с 2002 года когда появились симптомы заболевания – головные боли, слабость, быстрая утомляемость, подавленное настроение, раздражительность, тревога. Заболевание свое связывает с тяжелой психической травмой (в течение одного года умерли 5 близких родственников), также были конфликты в семье из-за пристрастия мужа к ...