Мотивы выбора профессии
Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее.
В возрастной психологии (И.С. Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.
Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.
Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
Третий этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.
Четвёртый этап — практическое принятие решения, собственный выбор профессии. Включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности.
Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.
В педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов:
1. общая мотивация;
2. романтика профессий;
3. научно-познавательные мотивы;
4. мотивы общественной значимости профессии;
5. ссылка на пример;
— в другом рассматриваются:
1. осознание перспективности избранной профессии;
2. учебные и внеклассные интересы;
3. желание приносить пользу;
4. влияние родных и знакомых;
— в третьих ставятся:
1. мотивы общественной пользы профессии;
2. мотивы психологического характера;
3. мотивы подражания;
4. внешние признаки профессии;
5. интерес к самой профессии и т.д.
В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы.
Первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение подростков занимает сфера дружеских отношений.
Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи).
Третье место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы.
Четвёртое место — влияние семьи.
Пятое место — учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение.
Шестое место — внеклассная работа.
Седьмое место — организации.
Восьмое место — общественно-полезный и производственный труд.
Девятое место — внешкольная работа. [4, с.75]
Ощущение как источник познания
Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.
Однако несмотря на очевидность этого положения, в истории идеалистической филос ...
Уроки и перспективы
С таким багажом советская социальная психология пришла к моменту начала радикальных социальных преобразований, получивших импульс вместе с «перестройкой»: подобно тому, как в истории этой науки на Западе общественные потрясения 1968 г. дали основания для ее глубокой рефлексии, социальные изменения в СССР не могли не заставить советскую ...
Психологические составляющие политического поведения:
инстинкты, навыки, разумные действия. Основные элементы политического
поведения: потребности, установки, ценности, убеждения
Сам термин «политическое поведение»
пришел из психологии бихевиоризма, специализирующейся на изучении «наблюдаемого поведения», т.е. только тех проявлений политики, которые можно регистрировать со стороны, исключая политические взгляды, убеждения и прочие субъективные компоненты действий человека в поле политики.
Политические бихевиор ...