Заключение

Мы закончили рассмотрение основных вопросов, относящихся к проблеме формирования первого впечатления в условиях повседневной жизни. Как видно из содержания нашей работы, названная проблема, являясь самой психологической из всех психологических проблем, чрезвычайно сложна и представляет большую трудность для изучения. Она включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самого тесного содружества психологии и других наук: диалектического и исторического материализма, этики, эстетики, социологии, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, этнографии.

Как видно из изложенного, познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.

Восприятие человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности,— это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр.). В связи со всем этим значение сигнализирующих чувственных признаков партнеров по деятельности не остается для воспринимающего их человека постоянным: на первый план выступают те из них, которые в данных условиях особенно важны для успешного решения конкретной задачи. Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет — более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным — зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует та же закономерность, которая характеризует отражение человеком любого объекта действительности: Внешние причины действуют через посредство внутренних условий. Всякое психическое явление обусловлено, в конечном счете, внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается.

[1] Бадаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989. С. 178

[2] Социальная психология/под ред. Петровского А.В. М., 1987. С. 167.

[3] Очерки социальной психологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985. С. 196

[4] Психология/ под ред. Крылова А.А. М., 2000. С.336.

[5] Бадаев А.А. Восрпиятие и понимание человека человеком. М., 1989. С. 183.

[6] Очерки социальной психологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985. С. 200.

[7] Общая психология/ под ред. Петровского А.В. М., 1998. С. 114

[8] Крупецкий В.А. Психология. М, 1986. С. 102

[9] Социальная психология/ под ред. Андреевой Т.М. М., 1988. С. 78.

[10] Бадаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989. С. 209.


Роль личностных свойств в экстремальных ситуациях
С целью подтверждения данного факта, нами было проведено исследование. Для этого была отобрана группа респондентов, так или иначе связанная с экстремальными ситуациями в своей деятельности, в частности, молодые люди, стремящиеся к овладению мастерством в экстремальном виде спорта «маунтинбайк» (N=66). За основу был взят опросник «Стиль ...

Флегматик
Человек спокойный, медлительный, склонный к порядку, к привычной обстановке. Движения медленные, невыразительные, мимика бедная, интонации однообразные. Речь спокойная, без эмоций, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, что затрудняет общение с ним. Круг общения флегматика менее широк, чем у сангвиника, и достаточно п ...

Принципы творческого развития как основа психосинтеза
Три основополагающих принципа творческого развития автономного психонейрофизиологического функционального комплекса, которые ассоциативно напоминают три знаменитых закона движения Ньютона. Первый принцип: автономный психонейрофизиологический функциональный комплекс высокоодаренной творческой личности находится в состоянии созерцательно ...