Проблемы реабилитации подростков

Материалы » Восприятие мира у детей и подростков » Проблемы реабилитации подростков

В настоящее время в России перед учеными и практиками остро встает проблема увеличения числа детей и подростков группы риска, их безнадзорности, дезадаптации, девиантного, делинквентного поведения. Исследования указывают на то, что наибольшая доля десоциализированных подростков - это выходцы из низших, материально не обеспеченных слоев населения, где часто встречается женский, материнский алкоголизм, аморальное, асоциальное поведение родителей, тунеядство, насилие.

Научно - практическое исследование проблемы безнадзорных подростков должно проводиться в двух направлениях: первое - это изучение причин и механизмов десоциализации, и второе - разработка направлений и программ ресоциализации.

Целью нашего исследования стало выявление эмоционально - личностных проблем безнадзорных подростков и особенностей их взаимоотношений с родителями и сверстниками.

Теоретическую основу исследования составили положения концепций З. Фрейда, А. Фрейд, А.Н. Леонтьева, Э. Эриксона, К. Левина, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, в которых личность рассматривается как результат взаимодействия внутренних и средовых условий.

В исследовании приняли участие 255 подростков 12 - 15 лет, из которых 125 имеют социальный статус безнадзорных и девиантных, и 130 подростков из благополучных семей, обучающихся в общеобразовательных школах. Для изучения факторов, провоцирующих социальную дезадаптацию, нами были выделены следующие переменные: депрессия, агрессия, тревожность, страхи, потребность в эмоциональном принятии, отношения с матерью, отношения с отцом, отношения со сверстниками. Влияние выделенных нами переменных на социальную адаптацию подростков изучалось с помощью таких статистических методов, как корреляционный анализ, факторный анализ, многомерный дисперсионный анализ, сравнение средних.

Проведенное исследование показало, что безнадзорные подростки имеют более высокий уровень депрессии, агрессии, тревожности, страхов, потребности в эмоциональном принятии, и более конфликтные взаимоотношения с родителями и сверстниками, чем их сверстники из социально благополучных семей.

Также исследование показало взаимосвязь некоторых изучаемых нами переменных. Так выявилось влияние негативных взаимоотношений с родителями на усиление депрессии, тревожности, страхов, фрустрации потребности в эмоциональном принятии. Другая выявленная взаимосвязь подчеркивает влияние негативных взаимоотношений со сверстниками на усиление агрессивности подростков. И последнее - это влияние позитивных взаимоотношений с родителями на формирование положительных взаимоотношений со сверстниками.

Исходя из результатов, полученных нами в результате проведенного исследования, мы можем предположить, что восстановление социального статуса безнадзорных подростков должно проводиться одновременно в трех направлениях:

1) проведение социально - психологической работы с семьей;

2) коррекция эмоционально - личностных нарушений;

3) развитие социальной компетенции.

Реализация комплексного подхода к процессу реабилитации способствует стабилизации эмоционального состояния подростков и гармонизации сферы их взаимоотношений, что обеспечивает повышение уровня социальной адаптации.


Потребности в самоактуализации
Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Маслоу обнаружил, что потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значит ...

Изучение представлений о любви в юношеском возрасте
Проблема любви – проблема вечная и всегда актуальная. Необходимость изучения любви определяется тем, что она приобретает особый смысл в юношеском возрасте. При этом житейские представления о любви часто не совпадают с сущностью этого явления, часто отличаются от его трактовки с точки зрения науки. Однако и научные исследования любви нес ...

Понятие о способностях и их общая характеристика
В настоящее время сложилось три подхода к понимаю способностей человека. В первом случае, под способностями понимали совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода, который сложился в психологии XVIII-XIX вв., способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и нав ...