Проблемы реабилитации подростков
В настоящее время в России перед учеными и практиками остро встает проблема увеличения числа детей и подростков группы риска, их безнадзорности, дезадаптации, девиантного, делинквентного поведения. Исследования указывают на то, что наибольшая доля десоциализированных подростков - это выходцы из низших, материально не обеспеченных слоев населения, где часто встречается женский, материнский алкоголизм, аморальное, асоциальное поведение родителей, тунеядство, насилие. Спецодежда для охранников форма охранника.
Научно - практическое исследование проблемы безнадзорных подростков должно проводиться в двух направлениях: первое - это изучение причин и механизмов десоциализации, и второе - разработка направлений и программ ресоциализации.
Целью нашего исследования стало выявление эмоционально - личностных проблем безнадзорных подростков и особенностей их взаимоотношений с родителями и сверстниками.
Теоретическую основу исследования составили положения концепций З. Фрейда, А. Фрейд, А.Н. Леонтьева, Э. Эриксона, К. Левина, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, в которых личность рассматривается как результат взаимодействия внутренних и средовых условий.
В исследовании приняли участие 255 подростков 12 - 15 лет, из которых 125 имеют социальный статус безнадзорных и девиантных, и 130 подростков из благополучных семей, обучающихся в общеобразовательных школах. Для изучения факторов, провоцирующих социальную дезадаптацию, нами были выделены следующие переменные: депрессия, агрессия, тревожность, страхи, потребность в эмоциональном принятии, отношения с матерью, отношения с отцом, отношения со сверстниками. Влияние выделенных нами переменных на социальную адаптацию подростков изучалось с помощью таких статистических методов, как корреляционный анализ, факторный анализ, многомерный дисперсионный анализ, сравнение средних.
Проведенное исследование показало, что безнадзорные подростки имеют более высокий уровень депрессии, агрессии, тревожности, страхов, потребности в эмоциональном принятии, и более конфликтные взаимоотношения с родителями и сверстниками, чем их сверстники из социально благополучных семей.
Также исследование показало взаимосвязь некоторых изучаемых нами переменных. Так выявилось влияние негативных взаимоотношений с родителями на усиление депрессии, тревожности, страхов, фрустрации потребности в эмоциональном принятии. Другая выявленная взаимосвязь подчеркивает влияние негативных взаимоотношений со сверстниками на усиление агрессивности подростков. И последнее - это влияние позитивных взаимоотношений с родителями на формирование положительных взаимоотношений со сверстниками.
Исходя из результатов, полученных нами в результате проведенного исследования, мы можем предположить, что восстановление социального статуса безнадзорных подростков должно проводиться одновременно в трех направлениях:
1) проведение социально - психологической работы с семьей;
2) коррекция эмоционально - личностных нарушений;
3) развитие социальной компетенции.
Реализация комплексного подхода к процессу реабилитации способствует стабилизации эмоционального состояния подростков и гармонизации сферы их взаимоотношений, что обеспечивает повышение уровня социальной адаптации.
Этиология и патогенез
Причины, приводящие к возникновению олигофрении, очень разнообразны и далеко еще не полностью изучены (хотя известно уже более 100 вредных факторов)
Этиологические факторы олигофрении могут быть как эндогенной, так и экзогенной природы, возможно и их разнообразное сочетание, т.е. полиэтиологичность психического недоразвития. В целом пр ...
Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум)
Эта когнитивная теория объясняет изменение отношения личности под влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум объектам.
Авторы теории – Ч. Осгуд и П. Танненбаум. Конгруэнтность трактуется как совпадение. В данной теории делается попытка предсказать изменение отношения (аттитюда) личности к ...
Источники организационных конфликтов
Таблица 1: «Источники организационных конфликтов»
Направленность конфликтного поведения
Отмечается испытуемыми в собственном поведении, %случаев
Отмечается испытуемыми в поведении других, %случаев
Направленность на сотрудничество и взаимопонимание при разрешении конфликта
41 %
4%
Склонность к компромиссным реше ...