Актуализация профессиональных способностей студентов в учебной
изобразительной деятельностиСтраница 1
Одним из направлений модернизации содержания отечественной системы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием является повышение качества подготовки будущих профессионалов.
Практика показывает, что современный выпускник школы, став студентом, часто проявляет познавательную беспомощность. Одна из её причин кроется в том, что в школе не уделяется должное внимание целенаправленному развитию когнитивной сферы. Поэтому чаще всего выпускник школы оказывается не готов в условиях нового образовательного учреждения к самостоятельному определению перспектив будущей профессиональной деятельности, а также к самостоятельной работе над развитием своих профессионально важных качеств.
Целью диссертационного исследования заключалась в разработке психологических основ целенаправленного развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе выявленных профессионально-важных качеств разработана обучающая программа направленная на развитие профессиональных способностей студентов, позволяющая не только повысить общую академическую успеваемость, но и выявить проблемные зоны познавательной сферы и психомоторики студентов художественно-графического отделения педучилища, не позволяющие им в полной мере реализовать свои возможности в изобразительной деятельности. Кроме этого были определены методы коррекции существующих проблем в развитии профессиональных способностей и выявлены способы активизации творчества будущих преподавателей изобразительного искусства.
В ходе диссертационного исследования были разработаны и апробированы методы развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ. Модифицированы психодиагностические методики, направленные на выявление уровня развития когнитивной сферы в корреляции с методиками диагностики специальных изобразительных способностей.
Для решения задач развивающего эксперимента разработана и применена программа специально организованной изобразительной деятельности, направленная на активизацию и развитие профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ.
Программа включила задания направленных на развитие восприятия, внимания, наблюдательности, зрительной памяти, художественного мышления, способности видения неповторимости во внешних, чувственно воспринимаемых характеристиках внешнего мира и освоение таких же неповторимых, особых качеств изобразительных средств и материалов.
Сравнительный анализ данных полученных до и после проведения эксперимента по t-критерию Стьюдента показал статистически достоверные различия в экспериментальной группе.
Был проведен анализ корреляционных связей показателей когнитивной сферы с показателями профессиональных (изобразительных и педагогических) способностей. Данные, полученные в ходе анализа, показали, что эта связь носит взаимообусловленный характер: наличие изобразительных и педагогических способностей благоприятствует проявлению и развитию тонко развитого внимание и восприятия, наглядно-образного мышления, зрительной памяти, творческого воображения, наблюдательности и представлений, креативности, интеллектуальной лабильности в изобразительной деятельности; высокий творческий потенциал служит стимулирующим фактором развития профессиональных способностей в области преподавания изобразительного искусства, так как последние необходимы для его реализации в изобразительной деятельности.
Полученные экспериментальные данные по t-критерию Стьюдента показали, что ведущими показателями развития профессиональных способностей в учебной изобразительной деятельности являются: тонко развитое внимание и восприятие; творческое воображение, обеспечивающие возможность реализации творческого потенциала в изобразительной деятельности; креативность, обуславливающая творческую активность испытуемых, отношение к учебной изобразительной деятельности, как личностно значимой; изобразительные способности, способствующие профессиональному становлению будущего специалиста в области преподавания изобразительного искусства.
Функциональное понимание аффективных явлений
Эмоция способна придать значимость породившей ее ситуации. Это положение нуждается в уточнении. В самом деле, если эмоция является расстройством поведения, плохо адаптированным актом, каким же образом она может придавать вещам верное значение?
Нельзя забывать, однако, что эмоция, будучи объективно плохо адаптированным актом, репрезенти ...
“Говори” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: контроль импульсивности. Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”! Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “Какого цвета у нас в классе потолок?”. “Говори!”. ...
Психологические особенности распознавания эмоций
взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста
В современном обществе проблема эмоциональной отзывчивости, трудностей в общении и взаимопонимании детей стоит очень остро. Увеличилось количество обращений родителей по поводу эмоциональной регуляции и проблем в общении у детей. Известно, что способность к эмоциональному восприятию другого, эмпатия существенно улучшает общение детей, у ...