Эмоционально-личностное общение на втором полугодии жизни
Второе полугодие жизни
. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В этом возрасте общение со взрослыми преобразуется ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая "обслуживает" предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок начинает овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности - ведущей на следующем возрастном этапе - в раннем возрасте.
Основным психологическим новообразованием во 2-ом полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Оно проявляет себя в наличии активной позиции младенца в отношении к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными передвижениями по пространстве: меняет произвольную позу; научается садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги; научается понимать речь взрослых и произносить первые слова; осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и пр.).
Период младенчества завершается кризисом одного года (кризис первого года жизни), свидетельствующим о формировании личности ребенка.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА — период в личностном развитии ребенка на стыке младенческого и раннего возраста, когда впервые "заявляет" о себе консолидировавшееся ("сплотившееся", утвердившееся) личностное образование. Опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми, предметным миром, преломляющийся в отношении ребенка к себе, качественно изменяет характер этих отношений; они из непосредственных становятся опосредованными двояко - отношением ребенка к себе и его оценкой действий взрослого[6].
В поведенческом плане этот критический период проявляется в симптомах, во многом схожих с симптомами других "критических" возрастов (кризис трех лет, кризис семи лет), различных в зависимости от характера отношений с окружающими взрослыми людьми. При адекватном отношении взрослых к личности, умениям и возможностям ребенка отмечаются прогрессивные изменения в деятельности и поведении: быстрое накопление навыков и умений, появление уверенности, настойчивости в достижении цели, в общении с близкими и посторонними людьми. В случае завышенных или, напротив, заниженных требований взрослых к ребенку, а также при индифферентном отношении, игнорировании личности малыша и его достижений часто проявляются такие симптомы, как обидчивость, капризность, упрямство, агрессия, резкие аффективные вспышки. Особенно характерны проявления непослушания в режимных моментах: трудности при укладывании спать, кормлении, одевании. Обычно такие симптомы исчезают, если родители начинают больше играть с ребенком, положительно оценивая его умения, самостоятельные действия, проявлять чуткость и уважение к личности малыша, его желаниям, праву на выбор действий, занятий и т. п. Если родители не сумеют перестроить свое отношение к ребенку, то может произойти подавление его личности либо закрепление конфликтных отношений[7].
Следует помнить, что при дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в первом полугодии и ситуативно-делового общения во втором полугодии, что приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет те ...
Введение.
Бесстрастная статистика постоянно сообщает тревожные факты: расчет число психических заболеваний среди детей, высоки показатели детских неврозов. Как противостоять этим явлениям? Как научить ребенка жизненной стойкости, способности верить в свои силы, не опускать рук и не впадать в отчаяние при неудачах и жизненных ударах? Путь здесь од ...
Роль руководителя в формировании благоприятного психологического климата
Каждый коллектив должен ясно представлять цель своей деятельности, вокруг которой и происходит объединение людей. Ради ее достижения коллектив организован и обладает органами управления. Как говорится, "отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере".
Необходимость координации, управления производственным ...