Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельностиСтраница 1
Проектирование новых форм обучения многими исследователями связывается с задачами целенаправленного формирования рефлексии. Проблема определения условий становления рефлексии в учебной деятельности в этой связи все чаще выступает предметом изучения, а разработка средств ее формирования приближает практическую возможность управления развитием субъекта и совершенствования его деятельности. Применительно к учебной деятельности рефлексия определяется как способность
осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания. Именно способ, понятый и принятый обучаемым как эффективный, позволяет строить свою учебную деятельность, решает проблему осознания средств собственного развития. Развитая способность к рефлексии многократно повышает результативность обучения. Ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, рефлексия в итоге развивает его как личность и особенно важна при сбоях в учебной деятельности.
Многие авторы так или иначе прикасаются к данной проблеме в связи с тем, что особенности развития рефлексии выражают специфику становления личности как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.). В основе решения вопроса о механизмах развития рефлексии лежит идея Л.С. Выготского о социальной обусловленности специфически человеческих форм психики. Педагогическая среда, согласно такого понимания, является источником формирования высших психических функций. В концепции Л. С. Выготского рефлексия тождественна осознанию, свойственному высшей ступени развития какой либо функции. Критерием осознания является способность произвольно осуществлять психические операции, выражать их в слове, свободно переходить к любой другой системе понятий.
Большая часть исследований рефлексии связана с ее изучением как процесса. Как сознательный деятельностный процесс, как механизм развития деятельности рассматривается рефлексия в работах Г.П. Щедровицкого. Автор указывает на то, что рефлексия организована мыслительно с помощью языковых средств и направлена на деятельность как свой предмет. Основной психологической трудностью при этом является рефлексивный выход за рамки собственной деятельности, что требует дополнительных процедур и дополнительного логического знания. Сложность процесса связана с принципиальным отличием средств, знаний и смыслов рефлектируемой и рефлексирующей позиций [4].
В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, рассматривая рефлексию как целостный акт, проходящий в своем становлении и генезе через ряд уровней, определяют сущность рефлексии как разрыв, раздвоение, выход за пределы процесса. Авторы выделяют как первое условие развертывания рефлексии - остановку
процесса. Само это условие есть основа различения субъектом себя и осуществляемого им движения. Следующий уровень - фиксациипроцесса в ином материале (рече-действия, мысле-действия, схемы пути). Остановка и фиксация лежат в основе объективации (осознания).
Именно этот уровень рефлексии
выступает обычно
в
виде собственной нормы, правила. Реализация субъект - объектных отношений в познании возможна на следующем уровне рефлексии, связанном с обобщением
содержания в виде закона, принципа, метода и отчуждением от него [2].
Обобщая теоретические положения ряда авторов, А.А. Тюков выделяет шесть основных этапов (компонентов) психологического механизма рефлексивного процесса: 1) рефлексивный выходи его условие - «разрыв» в структуре деятельности
, который
Основные типы межличностных конфликтов и их развитие
Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они характеризуются теми же признаками, что и любые конфликты: наличие значимых для сторон противоречий; необходимость их разрешения для нормализации отношений сторон и их эффективного взаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление ...
Аутогенная тренировка Шульца
В 1932 году немецкий психиатр Йоган Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в трансовые состояния. Кое-что Шульц заимствовал у йогов, а также из работ Вогта, Куэ, Джекобсона. Шульц считал (а большинство «спец ...
Общение
Одними из задач социальной психологии являются разработка средств корректировки и оптимизации общения в области физической культуры и спорта, развитие способностей и навыков к нему. Это особенно необходимо тем категориям людей, которые профессионально связаны с общением, в частности тренерам. Поскольку ошибки, допускаемые тренерами в об ...