Расстройство мышления

Материалы » Расстройство личности » Расстройство мышления

Общий термин, обозначающий любые нарушения речи или мышления, которые могут быть симптомами психического расстройства. К примеру, расстройство мышления является симптомом шизофрении, при которой оно выражается через бессвязные мысли и высказывания.

О нарушениях мышления можно в определенной степени судить по внешнему виду: одежда, украшения, макияж, странные телодвижения, взгляды. Как правило люди с нарушенным мышлением продуктивные: много рисуют, сочиняют, пишут. Но основную информацию врач-психиатр получает, конечно же, при непосредственном вербальном контакте с пациентом.

Формы расстройств мышления:

Нарушения темпа мышления. Ускорение, замедление, обстоятельность, шперрунг. Ускоряется мышление при гипомании, у маниакальных больных. Замедление – снижение количества ассоциаций в единицу времени. Часто бывает при депрессиях – идеаторная и моторная заторможенность (мышление как "жернова мельницы").

Нарушение целенаправленности мышления.

Нарушение стройности мышления: бессвязность, разорванность, резонерствро, разноплановость;

Нарушения мышления по продуктивности:

сверхценные идеи;

навязчивые идеи;

бред.

Сверхценная идея – идея, которая доминирует в мышлении больного. В норме – это, например, влюбленность. Сверхценность – это особенное отношение к определенным событиям, людям. Для филателиста, например, сверхценностью будут являться марки. Может быть сверхценная идея ревности и бред ревности (необходимо дифференцировать, что, нередко, сложно). Сверхценная идея формируется на основе реальных событий и занимает доминирующее место в мышлении, изменяет рисунок поведения, хотя мировоззрение не меняется. При благоприятных условиях – сверхценная идея деактуализируется. Сверхценная идея поддается коррекции извне или изнутри. Может трансформироваться в параноидный бред. Любая сверхценная идея оставляет след в подсознании и при возникновении аналогичного случая вызывается бурная реакция.

Сверхценная идея ипохондрического характера – неблагоприятна, так как вызывает проекцию болезней на себя.

Навязчивые идеи возникают непроизвольно. Больной понимает нелепость ситуации, но мысль возникает независимо от его желания или нежелания. Эти мысли занимают доминирующее положение в сознании больного, от них невозможно произвольно избавиться. Навязчивые состояния могут быть двух уровней: психотические и невротические.

При невротических навязчивостях фобическая логика имеет реальное содержание, а при психотических – навязчивые страхи нереальных вещей


Аисты – лягушки
Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности. Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “ ...

Предмет и задачи психологии управления
Понимание управления как профессии, основывающейся на всевозможных достижениях междисциплинарной области научного и практического знаний, занимает прочное место в современном обществе. В настоящее время считается, что руководитель любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи: · овладеть теоретическими основами рационального ...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников
Проведенное нами исследование показывает, что на протяжении младшего школьного возраста появляются необходимые структуры для возможности дальнейшего взаимодействия эмоциональных и интеллектуальных процессов. У детей младшего школьного возраста происходит упорядочивание и углубление знаний об эмоциональных переживаниях людей. Особая стру ...