Личность как предмет гуманистической психологии
Страница 1

Возникновение и развитие гуманистического направления в мировой психологии связано, прежде всего, с философскими работами экзистенциалистов С.Кьеркегора, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра. Одна из важнейших для развития мировой психологической мысли работа Ж.П.Сартра так и называлась «Экзистенциализм – это гуманизм».[1] Экзистенциальная психология теснейшим образом связана с философией экзистенциализма и является ответвлением гуманистической психологии. Экзистенциальный взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия каждого человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагали, что каждый человек осознанно и болезненно постигает существование и смерть. Отвергая представление, что человек является продуктом генетических, а также факторов влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею ответственности каждого из нас за то, чем мы становимся. Следовательно, экзистенциалисты убеждены в том, что любому человеку брошен вызов – наполнить свою жизнь осознанным смыслом, противопоставляя его окружающему абсурду.

В 1960 годах гуманистическое направление в психологии оформилось благодаря, главным образом, работам американских и европейских психологов: Э. Фромма, г.Олпорта, К.Роджерса, Р.Мэя, А.Маслоу и др.

Следует отметить, что эти выдающиеся ученые не придерживались единых взглядов на предмет гуманистической психологии. Они обладали ярко выраженными индивидуальностями и можно говорить о «психологии Роджерса», «психотерапии Мэя», «учении Маслоу» и т.п. Это связано с тем, что термин «гуманистическая психология» был придуман группой психологов под руководством А.Маслоу. Это было, скорее движение, чем научное течение. Главной целью такого научного движения было создание жизнеспособной теоретической альтернативы как бихевиоризму, так и психоанализу. Эта задача была с блеском решена объединившими свои научные и мировоззренческие усилия психологами. Гуманистическая психология была названа А.Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу.

Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.

Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой человек, отказавшийся от поиска смысла, наполнения им своей жизни является предателем самого себя. Тот, кто предал человеческую сущность не в состоянии ответить на основные вопросы своей жизни: кто я? Имеет ли моя жизнь смысл? Как я могу реализовать себя, даже, если я навсегда один? Вместо этого человек может подчиниться требованиям общества и не выходить за эти пределы. Гуманистические психологи отмечают, что поиск смысла жизни – дело трудное: многие становятся отчужденными по отношению к себе и другим, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную.

Страницы: 1 2


К проблеме повышения осознанности школьниками выбора профессии
В современном обществе ощущается острый недостаток профориентационных программ для старшеклассников. В то же время такие программы явно необходимы, поскольку, как показывают многолетние исследования Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н.В. Самоукиной, Е.Ю. Пряжниковой, профессиональный выбор школьников является поверхностным и неосознанным, ...

Учёт темперамента во взаимоотношениях между людьми
Общительность сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной с ...

Ощущение
Ощущение — это самое первое соприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорной системы. Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия. Ощущение – это просте ...