Личность как предмет гуманистической психологииСтраница 2
Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание.
Таким образом, «гуманистическая психология по своей сути – это направление в мировой психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку».[2] В центр внимания г.Олпорта попала, прежде всего устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.
Таким образом, специфика предмета гуманистической психологии заключена в:
а) глубоких философских корнях (в отличие от бихевиоризма или психоанализа);
б) в рассмотрении личности с точки зрения ее уникальных мотивов, и, в первую очередь, мотива самоактуализации;
в) в утверждении свободы выбора возможностей каждым человеком и ответственности за свой выбор и его последствия;
г) в понимании человека как глубоко творческого существа;
д) в особом предназначении человека - искать смысл своей жизни, тем самым упорядочивая мир.
Замысел в деятельности детей
Изобразительная деятельность, подобно любой психической деятельности, состоит из двух частей - ориентировочной и исполнительной (П.Я. Гальперин). По нашему мнению, ориентировочной частью в изобразительной деятельности является замысел. Под замыслом понимают задуманный план действий, деятельности, намерение, который осуществляется в умст ...
Ответная.
Люди часто влюбляются в тех, в чьих глазах они видят совершенное отражение самих себя. Когда вас кто-то любит, вы ощущаете себя красивой, значительной, энергичной. Ну, как не "отплатить той же монетой" человеку, который так поднял вашу самооценку! На этом феномене построен не один классический сюжет: Х убеждают в том, что Y в ...
Научитесь использовать возможности контакта
Поэтому очень важно учиться эффективному поведению в контактах
с людьми. О каких возможностях мы можем говорить? Ведь нередко в общении наталкиваешься то на глухую стену, то на раздражение или враждебность, то на желание отмахнуться, как от назойливой мухи, то на такое давление, которое вынуждает нас соглашаться с неприемлемыми услови ...