Заключение

В целом для когнитивного подхода в социальной психологии свойственно следующее:

- главным источником данных и детерминирующим фактором человеческого поведения являются когнитивные процессы и образования (знание, понимание, суждения и т.п.);

- исходя из понимания поведения и познания человека как целостных процессов ориентированы общие схемы исследования данных явлений;

- качественная интерпретация диссонантных состояний и прогноз поведе­ния индивида в большинстве случаев трактуется с опорой на психологию людей, выступающую одновременно и объяснительным принципом, и своеобразной нормой для сравнения с ней реального поведения испытуемых.

Концептуальный аппарат когнитивных теорий включает следующие основные понятия:

- когнитивная организация (или когнитивная структура) – форма взаимодействия между когнитивными элементами (знания, мнения, пункты информации и т.п.) в виде процессов дифференциации, интеграции и соотнесения элементов, обеспечивающих идентификацию и различение между собой отдельных частей явления, объекта;

- стимул – объект (реальный или идеальный), как элемент ситуации, воздействующий на индивида;

- ответ – процесс организации когнитивной структуры, осуществляемый под воздействием стимула;

- значение – результат категоризации объекта (явления), за счет чего выделяются его свойства, соотносящиеся со свойствами сравниваемого класса объектов.


Пространственный
Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения – важнейшее и необходимое условие адаптивного существования. Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, ...

Восприятие и запоминание речи во время естественного ночного сна.
В данном случае подразумевается способность человека при определенных условиях слышать и запоминать речь в состоянии обычного естественного сна. По пробуждении все услышанное воспроизводится по памяти (наизусть). Способность к восприятию и запоминанию речи во время естественного ночного сна легко вырабатывается специальной тренировкой в ...

Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте
Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются (Олифирович Н.И., 2006): взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднител ...