Структура психического состояния
Страница 1

Психофизиологические состояния и соответствующие им структуры, для сравнения которых возможна единая шкала, будем называть интенсивными, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно, - экстенсивными. Не допуская возможности делить состояния на интенсивные и экстенсивные, используем понятия интенсивности и экстенсивности для разделения характеристик ПС.

Для интенсивных характеристик ПС типичной является классификация состояний коры И.П. Павлова. На одном конце стоит возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или очень затрудненным тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный ряд переходных состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравнительное состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда действуют только одни слабые раздражители или сильные, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют положительно только ранее выработанные тормозные агенты - состояние, за которым следует полное тормозное состояние. Эта шкала несет тонический "энергетический" характер. В психологии "энергетические" шкалы связаны в основном с проблемой функциональных состояний, имеется огромное количество методов, позволяющих оценить тонус человека.

Второй вид интенсивных характеристик касается эмоциональных состояний. Один вариант - по степени активности аппарата эмоций. Второй вариант - по уровню удовлетворенности.

Примером экстенсивной характеристики ПС может служить разделение состояний двух систем: низшей (ведающей анализом и синтезом конкретной информации) и высшей (ведающей анализом и синтезом абстрактной информации). При общем ослаблении нервной системы у лиц с доминированием низшей системы будет наблюдаться картина истерии; с доминированием высшей - психастении. Согласно концепции Е.П. Ильина качественный характер состоянию придают особенности личности (в первую очередь волевые качества). В особое значение придается вниманию, как наиболее глобальной характеристикой деятельного состояния человека. Производится также разделение состояний на внешние (присущие объекту как целому) и внутренние (присущие элементам объекта). Если первые вполне допустимо описать только количественно, то вторые - как количественно, так и качественно.

1. Среди интенсивных характеристик большинство авторов выделяют следующие параметры ПС:

- уровень бодрствования;

- уровень удовлетворенности;

- уровень эмоциональности;

- уровень мотивированности;

- уровень разрешения-напряжения.

2. Экстенсивные особенности ПС характеризуются следующим:

- в структуре ПС выделяются внешнее состояние и внутреннее состояние,

- важной экстенсивной особенностью ПС является соотношение активности коры и подкорки,

- внимание является важнейшей экстенсивной особенностью,

- психические свойства вносят корректирующий вклад в экстенсивные характеристики.

Существует также другая классификация психических состояний. Ее предложил В. А. Ганзен. По выдвинутой им гипотезе, параметры физического пространства вызывают положительные или отрицательные мотивационные состояния, энергетические параметры пространства - праксические состояния, временные параметры пространства - эмоциональные состояния, информационные параметры пространства - гуманитарные состояния.

1. Эмоциональные состояния - реакция на меру удовлетворения потребностей организма в жизненных ресурсах (вызываемые влиянием материальных факторов внешней среды и организменных факторах внутренней среды - жажды, голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.). Эмоциональные состояния провоцируют завоевательские войны, географические открытия, освоение новых земель и пр. включают в себя:

Любопытство - скуку (состояние, вызываемое привлекательностью материальных, человеческих или иных ресурсов);

- готовность - растерянность (состояние, вызываемое ощущением меры собственных сил и средств, необходимых для получения ресурсов);

Страницы: 1 2


Толкни – поймай
Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Условия игры. Дети делятся по парам, у каждой пары мяч. Один сидит, другой стоит на расстоянии 2-3 метра. Сидящий отталкивает мяч партнеру, быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений игроки меняются местами. ...

Психология как учебный предмет
Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика. & ...

Анкетирование. Требования к составлению анкет.
Анкета - средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь ...