Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда

Материалы » Когнитивно ориентированные социально-психологические теории » Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда

Данный подход не опирается на принцип соответствия, являющийся основополагающим для рассмотренных выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям:

а) поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостности;

б) важнейшим элементом целостной организации поведения является познание;

в) перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение – как процесс когнитивной реорганизации.

С. Аш, сосредоточив свои усилия на исследовании проблем социальной перцепции, утверждает, что восприятие человеком окружающей социальной действительности избирательно зависит от предшествующего знания. То есть тенденция к «перцептивной интеграции» реализуется с учетом возможности обеспечения непротиворечивости когнитив­ной организации. Причем при построении человеком образа какого-нибудь объек­та идентичные данные не являются теми же самыми в различных контекстах.

Этот вывод был сделан на основании эксперимента, в котором двум группам испытуемых предлагались семь прилагательных, относящихся якобы к одному лицу, причем последние прилагательные были для двух групп разные: «теплый» и «холодный». Затем участникам групп было предложено восемнадцать черт характера, из которых нужно было выбрать те, которые, на их взгляд, характеризовали бы данного человека. В результате набор этих черт оказался – в зависимости от принадлежности к определенной группе – совершенно разный и указывал на тенденцию построения конфигурации черт вокруг слов «теплый» или «холодный». Данные характеристики и обусловили тот самый контекст восприятия, в котором они занимали центральное место, задавая в целом определенную тенденцию объединения воспринимаемых характеристик в организованную смысловую систему.


Инновации в отечественной психологии
Подходя к этому вопросу с позиций коммуникативного подхода, мы понимаем, что основным средством и необходимым условием объединения людей в сообщество является коммуникация, которая представляет собой универсальный интегрирующий процесс, где каждая коммуникативная ситуация "порождает любой психосемантический процесс, как в межличнос ...

План лечения
Лечение проводить в условиях стационара. Показана консультация психотерапевта. Медикаментозная терапия: 1. раствор сульфата магния 25% - 5,0 в/м №10 2. сибазон 0,005 1таб на ночь 3. пирацетам 0,4 2таб 3 раза в день 4. раствор кавентона 2,0 в/в кап на 200мл физраствора №10 5. раствор никотиновой кислоты 1мл в/м №10 ...

Психологическая характеристика возраста
Подростковый возраст длится от 10-11 до 14-15 лет, он отличается перестройкой всех структур организма, как психическими, так физиологическими изменениями. В этот период взрослеющий ребенок задает себе вопрос: "Кто я?" и ищет ответ на него. У подростка возникают трудности в отношениях со взрослыми в силу его негативизма и упря ...