Моделирование обогащенной образовательной среды в контексте влияния на развитие интеллекта и креативности

Материалы » Развитие социального интеллекта младших школьников » Моделирование обогащенной образовательной среды в контексте влияния на развитие интеллекта и креативности

Проблема детерминации умственных способностей остается едва ли не самой важной и дискуссионной не только в области научного знания, но и других общественно значимых сферах жизнедеятельности. Действительно, интеллект является своего рода индикатором успешности человека в профессиональной деятельности и определяет его место в современном обществе. В связи с этим, перед психологической наукой и смежными областями научного знания закономерно встает вопрос: что необходимо осуществить на пути повышения интеллектуального потенциала человека, каким образом можно сформировать социальную среду в целях развития интеллекта и творческих способностей? Настоящая работа (в соавторстве с М.В. Богомоловой) выполнена в рамках средового направления, которое позволяет учесть влияние предметно-информационного аспекта среды и аспекта межличностного взаимодействия, и обеспечивает возможность обнаружения фактов, позволяющих судить о путях детерминации когнитивного развития человека.

Цель исследования -

изучить влияние различных аспектов среды: 1) предметно-информационного и 2) межличностного взаимодействия на развитие интеллекта и креативности и разработать теоретическую модель уровней и компонентов влияния образовательной среды на способности. В основу настоящего исследования было положено преставление о том, что обогащение образовательной среды с помощью дополнительных программ, оказывают специфическое воздействие на психологические образования и параметры внутренней когнитивной структуры, в свою очередь связанные с показателями психометрического интеллекта и креативности.

Для проведения настоящего исследования был выбран экспериментальный план с неэквивалентной контрольной группой. Деление выборки (детские сады г. Москвы) на экспериментальную и контрольную группы было обусловлено обогащением образовательного пространства с использованием инновационных технологий по экологии и музейной педагогике. Исследование проводилось в течение учебного года и включало в себя четыре этапа. На предварительном этапе в результате анализа обогащенной образовательной среды были выделены независимые переменные. Использовалось 3 способа выделения:

1. По направленности на внешние побуждения и степени включенности ребенка в ситуацию: "Театры"; "Экология"; "Поделки"; "Развлечения".

2. По направленности на внутренние побуждения: "Двигательная и умственная инициатива"; "Познание"; "Эмоции".

3. По характеристике опыта взаимодействия с окружающим миром: "Практика"; "Социум".

На I этапе был определен начальный уровень развития интеллекта и креативности в обеих группах. На II этапе в течение учебного года осуществлялось экспериментальное воздействие и фиксировалось количество посещений испытуемыми различных мероприятий в экспериментальной группе. На III этапе в обеих группах проводилась повторная диагностика уровня развития интеллекта и креативности испытуемых.

Регрессионный анализ параметров обогащенной среды, выделенных на основании признака "содержание опыта" (R²=0,120), "внешняя инициация деятельности" (R²=0,092), "внутренняя инициация деятельности" (R²=0,097) позволил объяснить не более 12% уровня креативного развития.

Основные выводы

1. Теоретический анализ позволяет рассматривать обогащенную среду (предметно-информационный аспект) с позиций выделения трех основных характеристик конкретного средового события, а именно: внешняя инициация деятельности, внутренняя инициация деятельности и содержание опыта. Подробный анализ средовых событий с позиций трехкомпонентной модели способствует выбору наиболее эффективных форм работы, стимулирующих развитие когнитивных функций.

2. Активизация предметно-информационного аспекта среды, а именно активное участие в культурно-досуговой деятельности, многопланово воздействующей на эмоциональную сферу и формирующей опыт социального взаимодействия, способствует изменению уровня развития креативности.


К вопросу о фрустрации у спортсменов
Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, Левитов Н.Д., дает ей такое определение: "фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решени ...

Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения
Проблема становления рефлексии в учебной деятельности все чаще выступает предметом изучения, так как разработка средств ее формирования приближает решение проблемы стимуляции саморазвития личности, возможность управления развитием субъекта и совершенствования его деятельности. Многие авторы так или иначе прикасаются к данной проблеме в ...

Какой должна быть наука о поведении
Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого «сознательного» явлению. Люди, по своей сути, очень сложные, но, все же, машины. Хотя о ...