Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет

Материалы » Развитие социального интеллекта младших школьников » Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет

Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процессов личности изучены пока недостаточно, наука находится лишь на подступах к решению этих сложных проблем.

Актуальность проблемы, её практическая востребованность и недостаточный уровень научной разработанности определили выбор темы, предмета и цели исследования.

Социальный интеллект - способность правильно понимать своё поведение и поведение других людей, распознавать намерения, чувства и эмоциональное состояние человека по невербальной и вербальной экспрессии в процессе взаимодействия. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Перечисленные выше характеристики социального интеллекта были включены в методику исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена., которые легли в основу нашего исследования социального интеллекта у учащихся 9–10 лет . В методику входят 4 субтеста:

№ 1- «Истории с завершением», изучает способность человека предвидеть результаты поведения людей; №2 - «Группы экспрессии», изучает способность человека правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам; №3 - «Вербальная экспрессия», изучает умение оценивать чувствительность (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации;№4 -«Истории с дополнением», изучает способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.

В настоящем исследовании принимали участие 97 учащихся гимназии и 120 учащихся общеобразовательной школы в возрасте 9-10 лет. Из них 123 мальчиков и 94 девочек. Целью исследования было изучение особенностей социального интеллекта учащихся 9-10 лет. Был проведён анализ, направленный на выявление половых различий в уровне выраженности социального интеллекта у учащихся.

Были получены следующие результаты: у большинства учащихся гимназии на высоком уровне развиты следующие способности: - способность распознавать поведение на основе анализа мимики, жестов партнёра по общению (по субтесту №2 – 43 % учащихся (21,5 % мальчиков, 21,5 % девочек); - способность понимать значения сходных вербальных реакций человека. (по субтесту №3 - 35 % учащихся (17,5 % мальчиков, 17,5 % девочек).

В отличии от гимназии у учащихся общеобразовательной школы на высоком уровне развита способность успешно прогнозировать поведение людей в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими ( по субтесту №1 - 33,5 % учащихся (17,5 % мальчиков, 16 % девочек);

На среднем уровне у большинства учащихся гимназии развита способность успешно прогнозировать поведение людей в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими ( по субтесту №1 – 39 % учащихся (18,5 % мальчиков, 20,5 % девочек); - способность понимать значения сходных вербальных реакций человека. (по субтесту №3 - 35 % учащихся (16,5 % мальчиков, 18,5 % девочек).

У учащихся общеобразовательной школы на среднем уровне развита способность понимать значения сходных вербальных реакций человека. (по субтесту №3 - 44 % учащихся (27,5 % мальчиков, 16,5 % девочек); -способность понимать логику развития ситуации взаимодействия. (по субтесту №4 - 41,5 % учащихся (29 % мальчиков, 12,5 % девочкек) .

На низком уровне у большинства учащихся гимназии развита способность понимать логику развития ситуации взаимодействия. (по субтесту №4 – 41 % учащихся (21,5 % мальчиков, 19,5 % девочек), в то время как у учащихся СШ №3 на низком уровне развита способность прогнозировать поведение людей в заданных обстоятельствах ( по субтесту №1 – 34 % учащихся (24 % мальчиков, 10 % девочек); - способность распознавать поведение на основе анализа мимики, жестов партнёра по общению (по субтесту №2 - 42,5 % учащихся (25 % мальчиков, 17,5 % девочек);


Праксические чувства
К праксическим относятся те чувства, которые связаны со всеми видами практической деятельности человека, делающимися объектами эмоционального отношения. Это чувства, вызываемые деятельностью. Изменением её в ходе работы, её успешностью или неуспешностью, трудностями её осуществления, завершением. Поскольку труд связан с коренными жизне ...

Самый внимательный
Цель: развитие внимания и зрительной памяти. Условия игры. Участники игры встают перед ведущим в разных позах (можно по тематике: “Животные в зоопарке”, “Дети на прогулке”, “Профессии” и т.д.). Ведущий должен запомнить порядок и позы игроков. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами и изменяют позы. Ведущий долж ...

Нарушение влечений
Может наблюдаться жестокость к родителям, другим детям, животным. Агрессивные действия возникают как способ привлечь внимание окружающих, вступить в игру, а также как проявление радости. Аутоагрессивные действия носят спонтанный характер или возникают при неудачах. Инстинкт самосохранения может значительно снижаться. Дети часто выпадают ...