Феноменологическая психология Карла Роджерса

В результате своих клинических наблюдений К.Роджерс пришел к заключению, что природа человека заслуживает глубокого доверия, что человек – это не поле битвы бессознательных сил. Очень многое в человеке открыто сейчас или будет открыто его сознанию, если он этого захочет. Работая долгие годы с пациентами, имеющими эмоциональные нарушения К.Роджерс все более и более укреплялся в своей вере в человека, в его силы, способности, конструктивную направленность любой личности.

Фундаментальной предпосылкой теории К.Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания, определения себя. Поле опыта он назвал «феноменальным». Оно включает события, воспоминания, восприятия, ощущения, которых человек, может быть, не осознает, но мог бы, если бы сфокусировался на них. Это личный мир. В поле опыта живет человеческая самость, представляющая собой организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Каждый из нас – носитель как реальной самости, так и идеальной. Степень «разрыва» между самостью и идеальной самостью – это показатель неудовлетворенности собой, невротических трудностей.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека К.Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом – тенденцией к актуализации, важнейшим аспектом которой является самоактуализация. «По К.Роджерсу тенденция к самоактуализации – не просто один из мотивов наряду с другими. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации – единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе . Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не «делает», это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя».[8]

Феноменологический подход к личности, который развился, во многом, благодаря работам К.Роджерса, утверждает внутреннюю реальность – чувства, мысли, ощущения, понятия человека, существующие в пределах внутренней системы координат. Т.е. субъективная реальность является основой для действительного поведения человека. Мы реагируем на события, исходя из собственного восприятия их. Из вышесказанного следует важный вывод: психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Последующее развитие феноменологического подхода принесло с собой понятие психической реальности, отражающей процессы, происходящие в субъективном мире человека, приводящие к объективным последствиям. По К.Роджерсу, смысл собственного бытия человек, также ищет, исходя из собственных представлений, ощущений, озарений. Поиск его – дело сугубо субъективное. Он осуществляется человеком в движении по тропам внутреннего мира. Нельзя дать человеку смысл – он может найти его только сам.

Роджерс уделял большое внимание становлению человека, постоянно открывающему в себе новые способности, качества, смыслы, « .человека более открытого ко всем составляющим его организмического опыта; человека, у которого возникает доверие к своему организму как к инструменту чувственной жизни; человека, который полагает, что локус оценки лежит внутри него; человека, который учится жить как участник текущего процесса, в котором в потоке опыта он постоянно обнаруживает свои новые качества. Это некоторые из тех составляющих, которые, я думаю, входят в становление человека».[9]


Причины депрессии
Депрессия может быть результатом драматических переживаний, например потери близкого человека, работы, общественного положения. В таких случаях речь идет о реактивной депрессии. Если ее причины недостаточно очевидны, то такая депрессия называется эндогенной. Она связана с нарушениями уровня нейромедиаторов — веществ, близких к гормонам ...

Актуализация профессиональных способностей студентов в учебной изобразительной деятельности
Одним из направлений модернизации содержания отечественной системы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием является повышение качества подготовки будущих профессионалов. Практика показывает, что современный выпускник школы, став студентом, часто проявляет познавательную беспомощность. Одна из её причин кроется ...

Исследование функционирования опекунских семей
В лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ (рук. - Н.П.Иванова) в течение ряда лет было обследовано более 800 семей опекунов в разных регионах России. Результаты обследования позволяют сделать выводы о возможностях опекунов создать надлежащие условия для воспитания детей, а также о самочувствии детей в этих семьях. Опекунами в ...