Феноменологическая психология Карла Роджерса
В результате своих клинических наблюдений К.Роджерс пришел к заключению, что природа человека заслуживает глубокого доверия, что человек – это не поле битвы бессознательных сил. Очень многое в человеке открыто сейчас или будет открыто его сознанию, если он этого захочет. Работая долгие годы с пациентами, имеющими эмоциональные нарушения К.Роджерс все более и более укреплялся в своей вере в человека, в его силы, способности, конструктивную направленность любой личности.
Фундаментальной предпосылкой теории К.Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания, определения себя. Поле опыта он назвал «феноменальным». Оно включает события, воспоминания, восприятия, ощущения, которых человек, может быть, не осознает, но мог бы, если бы сфокусировался на них. Это личный мир. В поле опыта живет человеческая самость, представляющая собой организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Каждый из нас – носитель как реальной самости, так и идеальной. Степень «разрыва» между самостью и идеальной самостью – это показатель неудовлетворенности собой, невротических трудностей.
Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека К.Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом – тенденцией к актуализации, важнейшим аспектом которой является самоактуализация. «По К.Роджерсу тенденция к самоактуализации – не просто один из мотивов наряду с другими. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации – единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе . Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не «делает», это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя».[8]
Феноменологический подход к личности, который развился, во многом, благодаря работам К.Роджерса, утверждает внутреннюю реальность – чувства, мысли, ощущения, понятия человека, существующие в пределах внутренней системы координат. Т.е. субъективная реальность является основой для действительного поведения человека. Мы реагируем на события, исходя из собственного восприятия их. Из вышесказанного следует важный вывод: психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Последующее развитие феноменологического подхода принесло с собой понятие психической реальности, отражающей процессы, происходящие в субъективном мире человека, приводящие к объективным последствиям. По К.Роджерсу, смысл собственного бытия человек, также ищет, исходя из собственных представлений, ощущений, озарений. Поиск его – дело сугубо субъективное. Он осуществляется человеком в движении по тропам внутреннего мира. Нельзя дать человеку смысл – он может найти его только сам.
Роджерс уделял большое внимание становлению человека, постоянно открывающему в себе новые способности, качества, смыслы, « .человека более открытого ко всем составляющим его организмического опыта; человека, у которого возникает доверие к своему организму как к инструменту чувственной жизни; человека, который полагает, что локус оценки лежит внутри него; человека, который учится жить как участник текущего процесса, в котором в потоке опыта он постоянно обнаруживает свои новые качества. Это некоторые из тех составляющих, которые, я думаю, входят в становление человека».[9]
Развивайте память, открывая для себя новое
Студент, активно занимающийся и посещающий лекции, имеет хорошую память, но часто об этом даже не подозревает. Когда информация запоминается без усилий и прямо на подсознательном уровне, то она и дольше хранится. Когда тот же студент перед экзаменом думает, что ничего не знает, но получает звонки от однокурсников и отвечает на их сложны ...
Различие между чувствами и эмоциями
Для чего в повседневной жизни служат чувства и для чего — эмоции? На эти два вопроса у нас сразу же напрашиваются весьма различные ответы: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются.
В самом деле, нам совсем легко представить человека, который никогда не переживал бы эмоции, никогда не испытывал бы ...
Занятие 4. Закрепление
Упражнение №1Ты какой?
Дети выбирают из них самого веселого, грустного, доброго, дружелюбного. Затем дети меняются своими характеристиками, и должны показать их мимикой или жестом.
Упражнение №2Прикосновения природы.
Детям рассказывают, что у природы есть разные прикосновения с землей: град, дождь, ветер, лучи солнца. Всем предлагают ...