Подростковый возраст
Подростковый возраст (11 – 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мог решать младший школьник. И в то же время эти изменения приводят к замкнутости подростка.
Взрослые и подростки. Изменяется эмоциональное самочувствие подростка. Это относится и к его общему эмоциональному тону и к смене настроений и душевных состояний. На основе возникновения новых социальных отношений появляются и закрепляются новые виды переживаний, рождается новое эмоциональное отношение к тому, что ранее было безразлично ребёнку.
Прежде всего у подростка возникает круг острых переживаний в связи с его отношениями со взрослыми и представлений как к нему относятся взрослые. Серьёзное место в эмоциональной жизни подростка занимает также его тяга к общению со сверстниками и все связанные с этим переживания. У старшего подростка в эмоциональной жизни могут значительное место занимать переживания, связанные с его влюблённостью. Нельзя не отметить и его чувств и устремлений социального характера.
Подросток в своих притязаниях на то, что ему может быть доверено, разрешено, часто «забегает вперёд» по сравнению со своим действительным развитием. И это обстоятельство вызывает у него иногда желания и побуждения, направленные на изменения сложившихся со взрослыми отношений.
Жажда самостоятельности, свойственная подросткам и невозможность её полного удовлетворения со стороны взрослых порождают у подростка неприязненные чувства к взрослым, такие как недовольство, раздражение, холодность… Непонимание внутренней жизни подростков со стороны взрослых порождает так называемый «конфликт отцов и детей». Вероятно, всему виной несовершенство памяти – взрослые имеют тенденцию забывать о том, что сами когда-то были подростками. Отсюда неумение и нежелание поставить себя на место другого.
Чувство коллективизма, дружба подростков. Желание иметь друзей и потребность в общении, возникающая как бы в противовес замкнутости, обусловлена у подростка в основном от ощущения того, что ему открывается очень много нового в жизни. Хочется быть понятым, кому-то доверять.
Наряду с тягой к общению со сверстниками нельзя забывать и о чувстве симпатии, о внимании к сверстникам другого пола. В условиях совместного обучения в подростковом коллективе у мальчиков и девочек возникает значительно больший интерес друг к другу, чем, например, у школьников 4 класса. Это период возникновения большой симпатии друг к другу, иногда и влюблённости.
Рост самосознания, социальные и асоциальные чувства подростков. Рост самосознания подростков приводит не только к тому, что он начинает отчётливее осознавать себя как личность, отличная от других, но и к тому, что он начинает думать о себе, о своих свойствах, чертах характера, оценивать их плохие и хорошие стороны. У подростка возникает определённое отношение к своим чувствам. Развитие подростка в этом отношении выражается не только в возросшем внимании к своему внутреннему миру, но и в стремлении получать больше знаний, больше впечатлений от окружающего. Эмоции и чувства подростка часто противоречивы, изменчивы. Рост самосознания у подростков может приводить к приступам повышенной рефлексии, которая в свою очередь приводит к депрессиям. Это очень конфликтный возраст, названный «трудным», своё название, исходя из вышесказанного, он оправдывает.
Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Рассмотрим основные виды мышления.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эм ...
Воля, ее функции
Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Не любые действия человека являются волевыми. Действия, не связанные с сознательной постановкой цели и преодолением трудностей (например, поворот головы на резкий или неожиданный звук), являются непроизво ...
Фактор произвольной регуляции психической деятельности
Связан с работой лобных отделов мозга морфогенез и функциогенез продолжается, по данным многих исследований, до 20 – летнего возраста. В произвольную регуляцию включаются:
ü Постановка целей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами;
ü Планирование;
ü Контроль
Именно кон ...