Преодоление вербальной агрессии подростков и юношейСтраница 1
В настоящее время проблема агрессивности подростков и юношей актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице и в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением. Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Особенно явно наблюдается проявление вербальной агрессии в юношеском возрасте. Увеличивается число юношей и девушек, которые в этом возрасте употребляют нецензурные выражения в адрес, как сверстников, так и взрослых.
Многие психологи, изучающие юношеский возраст особое внимание уделяют общению. Тем не менее, в современной психологии оказывается не достаточно разработанной проблема изучения развития общения у старшеклассников, не выяснены условия психологического сопровождения и помощи старшеклассникам в становлении у них позиции субъекта межличностного общения. Кроме того, если подойти к пониманию вербальной агрессии как проявлению примитивного уровня развития общения, то необходимо исследовать то, какие ступени перехода к более высоким уровням необходимо поддержать в юношестве, для того, чтобы помочь возникновению ориентировки на высокие эталоны личностного общения. Актуальным направлением прикладной психологии является разработка способов и средств, помогающих преодолевать различные по психологической природе формы вербальной агрессии в подростничестве и юности. Поэтому мы посвятили свое исследование именно этой теме.
Проблема нашего исследования состояла в изучении особенностей проявления вербальной агрессии у старшеклассников и учащихся ПТУ, изучении психологических условий их преодоления при проведении развивающего курса "Весь мир - театр".
Исследование состояло из двух частей. Первая часть заключалась в проведении констатирующего исследования в форме опроса 90 человек. Его цель - выявление своеобразия проявлений вербальной агрессии в ситуациях общения с ровесниками, родителями и незнакомыми взрослыми. Выявлялась методом анкеты готовность респондентов изменять формы выражения своих эмоциональных состояний, отказываясь от грубых, нецивилизованных выражений в пользу более культурных.
Дальнейшая часть исследования предполагала проведение развивающего курса, направленного на преодоление грубых форм проявления вербальной агрессии у старшеклассников. Для этого была осуществлена модификация проекта "Весь мир - театр" в направлении, отвечающем возможностям управления процессом становления планируемых новообразований и целенаправленного подбора содержания и форм его проведения.
Общие принципы проектного подхода предполагают:
Наличие определенной проектной задачи. В нашем курсе в качестве такой задачи выступало написание сценария фильма, театральной пьесы или сценария массового представления и его постановка;
Разработку системы подводящих задач, позволяющих поддержать становления психических новообразований, которые должны найти свое выражение в процессе подготовки к центральной проектной акции и ее осуществления
Для нас - это были задачи, провоцирующие рефлексию участников своих несовершенных способов и средств общения в ситуациях содержательных конфликтов.
Таких подводящих задач было 15, первые из них были использованы для осознания участниками проблемы совершенствования способов общения, подбора новых средств разрешения конфликтных ситуаций (7 заданий), остальные были включены как эпизоды в общий ход подготовки проектной акции - создание сценария кинофильма и его съемка.
Результаты первой части исследования можно отразить в следующих положениях:
1. И школьники, и студенты ПТУ чаще употребляют грубые и нецензурные формы вербальной агрессии по отношению к сверстникам, чем по отношению ко всем остальным (родителям и незнакомым взрослым).
2. Анализ содержания тех ситуаций, которые, по мнению испытуемых, провоцируют их на выражение вербальной агрессии, показал, что в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми и ту и другую группу респондентов провоцирует вербальная агрессия (прямая и косвенная), направленная на них. А в отношении с родителями основной провокацией является неделикатное управление родителями жизнью и деятельностью своего ребенка.
3. Также следует отметить, что большое количество юношей заинтересованы в преодолении привычек применения нецензурных форм выражений и готовы принять предложения о помощи.
В качестве такой помощи выступил развивающий курс "Весь мир - театр". В целом в ходе проекта развитие участников осуществлялось по пяти линиям: включение и отношение к совместной деятельности; изменение характера взаимодействия в группе; динамика использования экспрессивных средств; присвоение средств разрешения конфликта; уровень рефлексии.
Когнитивная антропология: предметное поле и перспективы развития
Однако с развитием культуры антропология значительно расширила свои границы и приобрела междисциплинарный характер. Тема нашего исследования – когнитивная антропология – является одной из перспективных направлений развития современного антропологического знания. Ведущий российский этнопсихолог – С. Лурье подробно проанализировала истори ...
Равенство
Между людьми невозможно равенство ни экономическое, ни социальное, ни какое-либо другое. Человек по своей природе ориентирован в первую очередь на себя и свои потребности. Поэтому он не допускает существования кого-либо или чего-либо более важного, чем он сам, тем самым не признавая равенства между собой и другими людьми. В некоторых сл ...
Соотношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в
структуре личности
Личность по праву считается ключевым понятием в психологии. Вместе с тем, изучение личности – одна из самых важных и сложных задач психологической науки. Интерес к личности всегда сопровождал и стимулировал развитие психологии. Учёные стремились понять сущность личности, раскрыть её психологическую структуру. В связи с этим активно стал ...