Характеристика личностного развития современных первоклассниковСтраница 1
На рубеже 20-21 вв. система дошкольного и начального школьного образования в России претерпела значительные изменения. В старшем дошкольном возрасте традиционные дошкольные виды деятельности в значительной степени были вытеснены занятиями по школьному типу. В дошкольных учреждениях проводятся «тренировочные» занятия по математике, родному языку и т.д. Многие дети, начиная с 5-6 лет, начали обучаться в подготовительных к школе группах. На настоящий момент можно говорить об изменении социальной ситуации развития современных дошкольников. В связи с этим, встает вопрос: изменились ли возрастные границы, отделяющие дошкольный и младший школьный возраст, и к какому психологическому периоду развития ребенка относится большинство современных первоклассников.
Задачей данного исследования являлось посмотреть на основе эмпирического исследования, на сколько современные первоклассники по уровню своего личностного развития соответствуют младшему школьному возрасту.
Для выявления уровня готовности к школьному обучению использовалась «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткиной (2002). Для определения школьной мотивации использовалась «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (1999). Для исследования мотивационной сферы детей использовалась проективная методика «Три желания». Для исследования самооценки детей использовался модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн (А.М. Прихожан, 1988). Для статистической обработки данных использовались критерии Колмогорова–Смирнова, (статистический пакет SPSS for Windows vers. 11.5) и t-критерий Стъюдента для процентов (С. Гланц, 1999; Н.А. Плохинский, 1970).
Всего было обследовано 228 первоклассников из трех общеобразовательных школ. Среди них были выделены две крайние группы испытуемых: первую группу составили дети, с высокой степенью готовности к школьному обучению (60 человек), вторую – с низким (65 человек).
Результаты исследования показали, что практически все готовые к школе первоклассники находятся на первом – самом высоком (65%) и втором (33%) уровне школьной мотивации (по методике Н.Г. Лускановой, 1999). В группе не готовых к школе учеников на первом уровне школьной мотивации находится всего 8% учеников, на втором - 35%. Большинство испытуемых находятся на третьем (26%), четвертом (23%) и пятом (8%) уровнях школьной мотивации, характеризующихся отсутствием учебных мотивов, что не свойственно младшему школьному возрасту. При статистическом сравнении двух групп испытуемых обнаружены значимые различия. Это согласуется с результатами, полученными по методике «Три желания». В группе готовых к школе детей преобладают желания, связанные со школой и учебой, что говорит о важности учебной деятельности и позиции школьника для ребят. В группе не готовых к школе детей преобладают желания, связанные с игровой деятельностью, что свидетельствует о выраженной потребности в игре. В группе первоклассников, психологически не готовых к школе, средний показатель самооценки (медиана) очень высок - 100 баллов. Самооценка первоклассников данной экспериментальной группы характеризуется инфантильными чертами более свойственными детям дошкольного возраста. В группе детей, готовых к школьному обучению, показатель самооценки статистически значимо ниже - 85 баллов (различия достоверны на 0,1% уровне значимости по критерию Колмлгорова-Смирнова). Результаты свидетельствуют о более адекватной самооценке у испытуемых этой группы, что соответствует возрастным закономерностям формирования образа Я в младшем школьном возрасте.
Механизм сна
Сон
— физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Од ...
Современная мнемотехника
К современной мнемотехнике относится представленная на сайте система "Джордано". Но есть и другие системы, авторы которых не ограничиваются чтением старинных книг, а пытаются вникнуть в тайны мозга и понять принципы его работы. Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основе т ...
О взаимосвязи между памятью и о сном.
Из кратковременной памяти
информация записывается в промежуточную
. Именно во сне происходит переписывание информации из промежуточной
памятив долговременную и студент уже может идти на экзамен, помня то, что он учил.
Сон бывает медленный и быстрый. Во время медленного сна мозг почти не работает, зато в быстром нейроны работают даже ...