Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьниковСтраница 2
Второе наше исследование посвящено поиску соотношения уровня прокрастинации, интеллекта и тревожности. Испытуемыми стали 81 учащихся 10х классов одной из московских школ (29 мальчиков, 52 девочки). В исследовании использовались следующие методики: шкала прокрастинации К. Лэй, Прогрессивные матрицы Равена, Опросник личностной и ситуативной тревожнотсти Спилбергера–Ханина. Средний уровень прокрастинации по выборке составил 30,06 баллов, стандартное отклонение равно 3,7. При этом значимых различий между мальчиками и девочками обнаружено не было (в среднем 30,34 и 30,47 баллов соответственно)
Согласно полученным данным, статистически значимой корреляции между уровнем прокрастинации и уровнем интеллекта не обнаружено. Однако в группе детей с более высоким интеллектом прокрастинаторов оказалось почти на 20% меньше. Также не было выявлено статистически значимой связи между прокрастинацией и тревожностью (как личностной, так и ситуативной). Однако на уровне тенденции можно отметить, что среди выраженных прокрастинаторов больше испытуемых с высоким уровнем личностной тревожности. Согласно зарубежным исследованиям, проведенным на студенческой выборке, наблюдается значимая корреляция между уровнем прокрастинации и личностной (r = 0,23; p<0,001) и ситуативной тревожностью (r = 0,31; p<0,001) [2]. Полученные нами результаты специфичны, возможно, в силу того, что средний IQ нашей выборки составил 50,5 баллов. Для одаренных детей характерен завышенный уровень тревожности, что, вероятно, отразилось на результатах. Эту гипотезу планируется проверить в дальнейшем, расширив и уравновесив выборку. Все это говорит о необходимости продолжать исследование феномена прокрастинации и его связи с различными психологическими категориями. Несмотря на отсутствие в нашем исследовании результатов, аналогичных зарубежным исследованиям, необходимо провести систематическую проверку наметившихся тенденций. Кроме того, нужно учитывать возможные межкультурные различия, так как в литературе пока нет четких данных, касающихся этого аспекта прокрастинации. История научно-психологических исследований прокрастинации насчитывает всего лишь 30 лет, и можно надеяться, что получение новых данных внесет большую ясность в вопрос об источниках прокрастинации и, соответственно, о способах совладения с ней.
Проблема чувств
Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. «Удовольствие . есть состояние, соответствующее природе живого организма, а страдание — состояние, чуждое этой природе. Удовольствие ...
Влияние образования на личность.
Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности, по мнению многих политологов, оказывает такой фактор культуры как образование. Известно высказывание В. И. Ленина о том, что неграмотные люди никакого отношения к политике иметь не могут. Как раз в силу своей необразованности они могут оказаться объектом политич ...
Упражнение «Автобус»
Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения
Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то опред ...