Анализ учебной мотивации и психологического благополучия подростков как факторов образовательной среды

Материалы » Социализация детей школьного возраста » Анализ учебной мотивации и психологического благополучия подростков как факторов образовательной среды

До недавних пор считалось, что в нашей стране одна из самых лучших систем образования. В начале нового тысячелетия было проведено международное исследование, направленное на измерение уровня знаний и умений учеников 10-х классов по разным учебным дисциплинам в различных странах мира, в число которых вошла и Россия (проект PISA). По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет: 33-38 по естественнонаучной грамотности; 32-36 по математической грамотности; 37-40 по грамотности чтения. (По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования PISA по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году). На наш взгляд, эти результаты могут быть связаны с несколькими факторами, в числе которых немаловажным является стремительно падающий уровень учебной мотивации российских школьников (см. Гуткина, Печенков, 2006 и др.), отсутствие стремления учителей заинтересовать учащихся учебным материалом и научить их думать, а не зубрить школьный учебник.

В связи с этим предположением возникла другая гипотеза, в соответствии с которой учебная мотивация учащихся зависит от программы обучения, преобладающей в школе и психологического климата в школе в целом, а также от характера детско-родительских отношений и ценностей, исповедуемых семьей и обществом в целом. Для того, чтобы проверить первую часть данной гипотезы, под руководством Т.О. Гордеевой было спланировано исследование, направленное на выявление уровня учебной мотивации учащихся разных школ. Были подобраны школы с традиционным обучением (общеобразовательная школа № 1804) и с развивающим обучением (экспериментальная школа № 91 РАО). Для измерения уровня учебной мотивации и определения психологического благополучия учащихся были составлены батареи методик для учащихся 6-х классов.


Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в раз­ное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возн ...

Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию
Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков), психология межгрупповых отношений (В.С. Агеев), психология конфликта (А.И. Донцов, Ю.М. Бородкин, Н.В. Гришин), ...

Факторный опросник Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника я ...