Динамика девиантности.

Материалы » Девиантное поведение » Динамика девиантности.

Описывая динамику отклоняю­щегося поведения подростка, Б.Н. Алмазов указывает три ста­дии его социальной дезадаптации:

1) компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или под­росток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка;

2) стадия конфликтно-демонстративная возникает, если пред­шествующая линия поведения не приносит желаемых ре­зультатов;

3) стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся пе­рестает считать себя членом группы и начинает ориентиро­ваться на мнение единомышленников.

Нарушая дисциплину, демонстрируя деструктивные спо­собы поведения, подросток часто хорошо осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этими нару­шениями стоит одна из четырех мотивационных целей: при­влечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

Привлечение внимания. Ощущая недостаток внимания, подростки придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность. Существуют тысячи способов привлече­ния внимания. Различают активную и пассивную формы при­влечения внимания. Эта потребность обусловлена недостат­ком получаемого внимания. Неадекватные дерзкие выходки обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы. Сильная сторона этой мотивационной цели — жизненность, дети изо всех сил показывают, что им необходимо внимание. Чем боль­ше внимания дети получать в ответ на свои демонстративные способы, тем более укореняется этот вариант поведенческого паттерна.

Власть. Властолюбивое поведение проявляется в актив­ной и пассивной формах. Активную форму составляют крик, визг, нежелание слушать, хамство. В пассивной форме улыба­ются, говорят то, что нужно, а делают, что хотят. Ни в грош не ставят взрослых, воспитателей, постоянно прибегают к раз­личным оправданиям, легко врут. При попытках прекратить, остановить подобное поведение возникает конфронтация. При­чины такого поведения кроются в субъективном прочтении де­мократии, равенства и свободы в отношениях— делаю, что хочу. Другой причиной выступает мода на сильную личность, которая понимается как проявление силы и властолюбия.

Месть как мотивационная цель поведения присуща злоб­ным детям. Она может быть следствием властолюбия, на кото­рое последовала реакция применения силы. Обида может быть случайной, но в ответ следуют активные формы проявления мстительности: жестокость, удары. Проявление мстительнос­ти может носить непрямой характер: такие дети портят, лома­ют, крушат все, что только можно (портят мебель, рвут книги, могут украсть кошелек, порвать чужую одежду и пр.)- Такие действия совершаются не с отчаяния, побудительной силой выступает ненависть к обидчику, в пределе — к другому вооб­ще. Такие дети легко находят слабые места противника. В пас­сивной форме мстительность проявляется в виде отчужденно­го избегания. Во всех вариантах при применении силы в ответ на свое дурное поведение дети отвечают эскалацией мститель­ности — «встают на тропу войны». Природа подобного поведе­ния кроется в культивации насилия, способом защиты своего существования и психического выживания выбрана агрессия.

Избегание неудачи как мотивационная цель поведения проявляется в пассивной форме, лишь изредка возможен взрыв отчаяния. Конкретными способами избегания неудачи становится откладывание на потом, недоведение до конца, вре­менная утрата работоспособности, ложь во спасение, поиск и перебор других видов {вполне возможно и социально нео­добряемых) деятельности, выученная беспомощность, неса­мостоятельность и зависимость. Природа такого поведения кроется в боязни совершить ошибку при самостоятельном принятии решения, неоправданно высокие ожидания, которые предъявлялись таким детям, перфекционизм, упор на соревно­вание (выиграть, проиграть, не играть совсем). Сильная сторо­на реализации такого варианта мотивационной цели, быть не­превзойденным хоть в чем-то одном, а это в свою очередь дает обильные всходы в девиациях поведения.


Фактор произвольной регуляции психической деятельности
Связан с работой лобных отделов мозга морфогенез и функциогенез продолжается, по данным многих исследований, до 20 – летнего возраста. В произвольную регуляцию включаются: ü Постановка целей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами; ü Планирование; ü Контроль Именно кон ...

Раскрыть содержание понятий: конфабуляция, восприятие, мышление, конформность, суггестия
Суггестия (англ.-внушение) – воздействие наличность, приводящее к появлению у человека, помимо его воли и сознания, какого-либо состояния, чувства, отношения, действия. Конформность (лат – подобный) – свойство «быть как другие», попадать в жесткую зависимость от группы. Лабильность (лат. – неустойчивый) – максимальное число импульсов, ...

Меланхолик
Отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью, неуверенностью. Голос тихий, речь замедленная, мимика и движения бедны и невыразительны. Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным, у него всегда плохое настроение. Меланхолик чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, незначительный повод может выз ...