Виды девиантного поведения.
Страница 2

Материалы » Девиантное поведение » Виды девиантного поведения.

33)экономическая нестабильность;

34)влияние улицы.

Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:

• причины, связанные с психическими и психофизиологичес­кими расстройствами;

• причины социального и психологического характера;

• причины, связанные с возрастными кризисами. Известна и ныне популярна точка зрения И.А. Невского о том, что отклонения у подростков вызваны не какими-то жест­кими личностными конструктами, а некими особенностями, предрасполагающими к формированию тех или иных девиантных или делинквентных элементов в поведении.

В исследовании Н.В. Майсак установлено, что личност­ные особенности младших подростков с девиантным и норма­тивным поведением сходны в основных своих характеристи­ках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием лич­ностных черт. В то время как младшему подростку с норма­тивным поведением свойственны социальная лабильность, опе­рациональная напряженность, эмпатия, общительность, ори­ентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о по­ложительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:

• негативную психическую напряженность;

• акцентуированную готовность к риску;

• психическую ригидность;

• выраженную ориентацию на нормы девиантной подро­стковой группы;

• непредсказуемость поведения;

• высокую агрессивность.

Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, ко­торая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических лич­ностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения.

В биологических, психологических, социологических и культурологических концепциях объясняются причины происхождения отклоняющегося поведения либо с точки зре­ния природы девиантной личности, либо с позиций отсут­ствия норм в социуме и девиантности субкультуры. Навер­ное, правильнее при анализе причин учитывать сочетание различных взаимодополняющих факторов, обуславливающих отклоняющееся поведение — индивидного, психолого-педа­гогического, социально-психологического, личностного, со­циального.

По мнению большинства психологов и социологов, наиболее продуктивным считается социально-личностный подход, ос­нованный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций. Причем детерминирующими от­клоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариатив­ность проявления личностных особенностей (С.А. Белокобыльская, В.П. Емельянов, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, С.А. Тарарухинидр).

Страницы: 1 2 


Исследование групповой сплоченности детей
Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую ...

Основные направления специальной педагогики
1. Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы; 2. Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии; 3. отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы; 4. Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы; 5. ...

Дихотомия
Конструкционная система человека состоит из ограниченного количества дихотомических конструкций. Данное следствие затрагивает ключевую особенность конструкта, а именно: оно предполагает разделение всего на черное и белое, которое не допускает никаких промежуточных оттенков серого. Келли считал, что этот конструкт его теории чаще всего ...