Показатели качества тестов (методик)
Особое значение имеет выбор критерия оценки получаемых результатов. Сами по себе, без сопоставления с точкой отсчёта, результаты психологических испытаний ничего не значат. Чаще всего они сопоставляются с нормами выполнения в выборке стандартизации (репрезентативная выборка того типа, для которого данная методика предназначена, например, дети определённого возраста, студенты высших учебных заведений сходного профиля, представители той или иной профессии и др.). Эти нормы, таким образом, устанавливаются опытным путём. Затем результаты каждого испытуемого сопоставляются с нормой и квалифицируются как средние, высокие и низкие. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации. Для этого «сырые» баллы (т.е. количество правильных ответов) с помощью специальных таблиц переводятся в стандартные показатели, сопоставимые друг с другом и с нормой. В данном случае используется статистическая норма – средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства – это тот уровень, который характеризует статистически среднего человека. Однако в последние годы такой способ оценки результатов тестирования подвергается критике.
Полезнее ориентироваться на систему требований, которую общество на определённом этапе своего развития предъявляет каждому из его членов. Это могут быть требования к умственному, эстетическому, нравственному развитию человека. Чтобы жить в обществе, человек должен отвечать данным требованиям. Содержание таких социально-критериальных норм (социально-культурных нормативов) вполне реально, оно присутствует в образовательных программах, в квалифицированных профессиональных характеристиках, общественном мнении, мнении педагогов, воспитателей. В качестве точек отсчёта могут быть использованы и другие критерии, например, возрастные нормы, критерии выполнения деятельности и др.
Важнейшими показателями качества психодиагностических методик являются надёжность и валидность. Наша задача – рассмотреть, что же такое валидность теста.
Почему ссоры причиняют боль
Причиняет боль не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это говорим. Обычно, когда мужчина ощущает вызов со стороны другого человека, его внимание концентрируется на его собственной правоте, и он забывает о том, что и в споре следовало бы руководствоваться любовью. Автоматически снижается и его способность общаться в уважительн ...
Основа оптимизма – уверенность в себе, чувство защищенности и нужности
людям. Как полюбить себя и обрести уверенность в себе?
Для этого следует вспомнить несколько «золотых правил»:
Расскажите ребенку о «секретном оружии» бабушек и дедушек. Пусть он возьмет в руки обычное зеркальце. Хоть это и обычное зеркальце, но в нем кроется волшебная сила! Расскажите о том, что еще давно, бабушки знали, что если каждое утро, проснувшись и умывшись, смотреться в зеркало, ...
Педагогическая мнемотехника
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, бы ...

