Показатели качества тестов (методик)

Материалы » Валидность теста » Показатели качества тестов (методик)

Особое значение имеет выбор критерия оценки получаемых результатов. Сами по себе, без сопоставления с точкой отсчёта, результаты психологических испытаний ничего не значат. Чаще всего они сопоставляются с нормами выполнения в выборке стандартизации (репрезентативная выборка того типа, для которого данная методика предназначена, например, дети определённого возраста, студенты высших учебных заведений сходного профиля, представители той или иной профессии и др.). Эти нормы, таким образом, устанавливаются опытным путём. Затем результаты каждого испытуемого сопоставляются с нормой и квалифицируются как средние, высокие и низкие. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации. Для этого «сырые» баллы (т.е. количество правильных ответов) с помощью специальных таблиц переводятся в стандартные показатели, сопоставимые друг с другом и с нормой. В данном случае используется статистическая норма – средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства – это тот уровень, который характеризует статистически среднего человека. Однако в последние годы такой способ оценки результатов тестирования подвергается критике.

Полезнее ориентироваться на систему требований, которую общество на определённом этапе своего развития предъявляет каждому из его членов. Это могут быть требования к умственному, эстетическому, нравственному развитию человека. Чтобы жить в обществе, человек должен отвечать данным требованиям. Содержание таких социально-критериальных норм (социально-культурных нормативов) вполне реально, оно присутствует в образовательных программах, в квалифицированных профессиональных характеристиках, общественном мнении, мнении педагогов, воспитателей. В качестве точек отсчёта могут быть использованы и другие критерии, например, возрастные нормы, критерии выполнения деятельности и др.

Важнейшими показателями качества психодиагностических методик являются надёжность и валидность. Наша задача – рассмотреть, что же такое валидность теста.


Предмет, объекты и методы политической психологии, соотношение теории и практики
Под объектом науки обычно понимается та часть реальности, на которую направлено внимание исследователей. Один и тот же объект может рассматриваться несколькими научными дисциплинами под разными ракурсами. Под предметом мы будем понимать тот угол зрения, под которым данный предмет рассматривается именно этой дисциплиной. Предмет науки ...

Восприятие информации зрительным и слуховым анализаторами
Человек-оператор около 90% всей информации получает через зрительный анализатор. Зрение позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предметов. Возможность зрительного восприятия определяется энергетическими, пространственными, временными и информационными характеристиками сигналов, поступающих к оператору. Совокупность этих ...

Представление
Представление – это образ ранее воспринятого предмета. Представления характеризуются содержанием. Содержание представлений выступает в виде образов определенных людей, событий, предметов. Мир представлений человека может характеризоваться и их запасом, объемом. Это количественная характеристика, раскрывающая широту знакомств с действит ...