Психофизиологическая характеристика процесса приема информации
Страница 2

Материалы » Взаимодействие анализаторов при приеме информации человеком » Психофизиологическая характеристика процесса приема информации

Физиологической основой формирования перцептивного образа является работа анализаторов. Анализаторами называются нервные «приборы», посредством которых человек осуществляет анализ раздражений. Любой анализатор состоит из трех основных частей: рецептора, проводящих нервных путей и центра в коре больших полушарий головного мозга.

Основной функцией рецептора является превращение энергии действующего раздражителя в нервный процесс. Вход рецептора приспособлен к приему сигналов определенной модальности (вида) – световых, звуковых и др. Однако его выход посылает сигналы, по своей природе единые для любого входа нервной системы. Это позволяет рассматривать рецепторы как устройства кодирования ин формации.

Проводящие нервные пути осуществляют передачу нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы, достигнув коры головного мозга, подвергаются там определенной обработке и снова возвращаются в рецепторы. Только в этом процессе взаимодействия рецепторов и цент ров в коре больших полушарий происходит формирование перцептивного образа.

В зависимости от модальности поступающего сигнала различают виды анализаторов. Наибольшее значение для деятельности оператора имеют зрительный анализатор, за ним следуют слуховой и тактильный анализаторы. Участие других анализаторов в деятельности оператора невелико.

Основными характеристиками любого анализатора являются пороги – абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный. Понятие каждого из этих порогов может быть введено по отношению к энергетическим (интенсивность), пространственным (размер) и временным (продолжительность воздействия) характеристикам сигнала.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, носит название нижнего абсолютного порога чувствительности, а максимально допустимая величина – название верхнего порога чувствительности (это понятие вводится по отношению лишь к энергетическим характеристикам). Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, человеком не воспринимаются. Увеличение же интенсивности сигнала сверх верхнего порога вызывает у человека болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость и т. д.). Интервал между нижним и верхним порогами носит название диапазона чувствительности анализатора. Примерные значения основных характеристик различных анализаторов приводятся в табл. 1.

Таблица 4.1

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов

Анализатор

Абсолютный порог

Дифференциальный порог

Степень использования в технических системах, %

единицы измерения

примерная

величина

единицы измерения

примерная

величина

Зрительный (постоянный точечный световой сигнал)

лк

4×10-9÷10-3

лк

угл. мин

1 % от исходной интенсивности

0,6÷1,5

90

9

Слуховой

длина/см2

0,0002

дБ

0,3÷0,7

1

Тактильный

мг/мм2

3÷300

мг/мм2

1 % от исходной интенсивности

Вкусовой

мг/л

10÷10000

мг/л

20 % от исходной концентрации

Крайне незначительные

Обонятельный

мг/л

0,001÷ 1

мг/л

16÷50 % от исходной концентрации

Кинестетический

кГ

кГ

2,5÷9 % от исходной величины

Температурный

Со

0,2÷ 0,4

Со

Вестибулярный (ускорение при вращении и прямолинейном движении)

м/с2

0,1÷ 0,12

Страницы: 1 2 3


Виды определений понятий
Дадим определение понятию. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чём предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов по их общим существенным признакам. Понятия " ...

План лечения
Лечение проводить в условиях стационара. Показана консультация психотерапевта. Медикаментозная терапия: 1. раствор сульфата магния 25% - 5,0 в/м №10 2. сибазон 0,005 1таб на ночь 3. пирацетам 0,4 2таб 3 раза в день 4. раствор кавентона 2,0 в/в кап на 200мл физраствора №10 5. раствор никотиновой кислоты 1мл в/м №10 ...

Эмоции в искусстве
Художник выражает эмоции. Эта мысль знакома любому художнику и вообще всякому, кто хоть немного знаком с искусством. Обычно, говоря эту фразу, люди имеют в виду реальную или предполагаемую ситуацию определенного рода. Когда говорят, что человек выражает эмоцию, высказывание сводится к следующему. Сначала он сознает, что испытывает какую ...