Психофизиологическая характеристика процесса приема информации
Страница 2

Материалы » Взаимодействие анализаторов при приеме информации человеком » Психофизиологическая характеристика процесса приема информации

Физиологической основой формирования перцептивного образа является работа анализаторов. Анализаторами называются нервные «приборы», посредством которых человек осуществляет анализ раздражений. Любой анализатор состоит из трех основных частей: рецептора, проводящих нервных путей и центра в коре больших полушарий головного мозга.

Основной функцией рецептора является превращение энергии действующего раздражителя в нервный процесс. Вход рецептора приспособлен к приему сигналов определенной модальности (вида) – световых, звуковых и др. Однако его выход посылает сигналы, по своей природе единые для любого входа нервной системы. Это позволяет рассматривать рецепторы как устройства кодирования ин формации.

Проводящие нервные пути осуществляют передачу нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы, достигнув коры головного мозга, подвергаются там определенной обработке и снова возвращаются в рецепторы. Только в этом процессе взаимодействия рецепторов и цент ров в коре больших полушарий происходит формирование перцептивного образа.

В зависимости от модальности поступающего сигнала различают виды анализаторов. Наибольшее значение для деятельности оператора имеют зрительный анализатор, за ним следуют слуховой и тактильный анализаторы. Участие других анализаторов в деятельности оператора невелико.

Основными характеристиками любого анализатора являются пороги – абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный. Понятие каждого из этих порогов может быть введено по отношению к энергетическим (интенсивность), пространственным (размер) и временным (продолжительность воздействия) характеристикам сигнала.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, носит название нижнего абсолютного порога чувствительности, а максимально допустимая величина – название верхнего порога чувствительности (это понятие вводится по отношению лишь к энергетическим характеристикам). Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, человеком не воспринимаются. Увеличение же интенсивности сигнала сверх верхнего порога вызывает у человека болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость и т. д.). Интервал между нижним и верхним порогами носит название диапазона чувствительности анализатора. Примерные значения основных характеристик различных анализаторов приводятся в табл. 1.

Таблица 4.1

Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов

Анализатор

Абсолютный порог

Дифференциальный порог

Степень использования в технических системах, %

единицы измерения

примерная

величина

единицы измерения

примерная

величина

Зрительный (постоянный точечный световой сигнал)

лк

4×10-9÷10-3

лк

угл. мин

1 % от исходной интенсивности

0,6÷1,5

90

9

Слуховой

длина/см2

0,0002

дБ

0,3÷0,7

1

Тактильный

мг/мм2

3÷300

мг/мм2

1 % от исходной интенсивности

Вкусовой

мг/л

10÷10000

мг/л

20 % от исходной концентрации

Крайне незначительные

Обонятельный

мг/л

0,001÷ 1

мг/л

16÷50 % от исходной концентрации

Кинестетический

кГ

кГ

2,5÷9 % от исходной величины

Температурный

Со

0,2÷ 0,4

Со

Вестибулярный (ускорение при вращении и прямолинейном движении)

м/с2

0,1÷ 0,12

Страницы: 1 2 3


Нарушение двигательных навыков
В период младенчества обращают на себя внимание различные двигательные стереотипии: раскачивание в колыбели, однообразные повороты головы, ритмичные сгибания и разгибания пальцев рук, упорное длительное раскачивание стенок манежа, на игрушечной лошадке, качалке, кружение вокруг своей оси, машущие движения пальцами либо всей кистью. На ...

Упражнение «Аплодисменты»
Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия. Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. З ...

Предварительный этап
Приступать к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы можно лишь тогда, когда проведена психологическая диагностика ребенка. Для определения уровня агрессивности младших школьников можно использовать методики Басса-Дарки и тест руки Вагнера. После определения уровня агрессивности мы приступаем к составлению программы, ...