Психофизиологическая характеристика процесса приема
информацииСтраница 2
Физиологической основой формирования перцептивного образа является работа анализаторов. Анализаторами называются нервные «приборы», посредством которых человек осуществляет анализ раздражений. Любой анализатор состоит из трех основных частей: рецептора, проводящих нервных путей и центра в коре больших полушарий головного мозга.
Основной функцией рецептора является превращение энергии действующего раздражителя в нервный процесс. Вход рецептора приспособлен к приему сигналов определенной модальности (вида) – световых, звуковых и др. Однако его выход посылает сигналы, по своей природе единые для любого входа нервной системы. Это позволяет рассматривать рецепторы как устройства кодирования ин формации.
Проводящие нервные пути осуществляют передачу нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы, достигнув коры головного мозга, подвергаются там определенной обработке и снова возвращаются в рецепторы. Только в этом процессе взаимодействия рецепторов и цент ров в коре больших полушарий происходит формирование перцептивного образа.
В зависимости от модальности поступающего сигнала различают виды анализаторов. Наибольшее значение для деятельности оператора имеют зрительный анализатор, за ним следуют слуховой и тактильный анализаторы. Участие других анализаторов в деятельности оператора невелико.
Основными характеристиками любого анализатора являются пороги – абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный. Понятие каждого из этих порогов может быть введено по отношению к энергетическим (интенсивность), пространственным (размер) и временным (продолжительность воздействия) характеристикам сигнала.
Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, носит название нижнего абсолютного порога чувствительности, а максимально допустимая величина – название верхнего порога чувствительности (это понятие вводится по отношению лишь к энергетическим характеристикам). Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, человеком не воспринимаются. Увеличение же интенсивности сигнала сверх верхнего порога вызывает у человека болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость и т. д.). Интервал между нижним и верхним порогами носит название диапазона чувствительности анализатора. Примерные значения основных характеристик различных анализаторов приводятся в табл. 1.
Таблица 4.1
Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов
|
Анализатор |
Абсолютный порог |
Дифференциальный порог |
Степень использования в технических системах, % | ||
|
единицы измерения |
примерная величина |
единицы измерения |
примерная величина | ||
|
Зрительный (постоянный точечный световой сигнал) |
лк |
4×10-9÷10-3 |
лк угл. мин |
1 % от исходной интенсивности 0,6÷1,5 |
90 9 |
|
Слуховой |
длина/см2 |
0,0002 |
дБ |
0,3÷0,7 |
1 |
|
Тактильный |
мг/мм2 |
3÷300 |
мг/мм2 |
1 % от исходной интенсивности | |
|
Вкусовой |
мг/л |
10÷10000 |
мг/л |
20 % от исходной концентрации |
Крайне незначительные |
|
Обонятельный |
мг/л |
0,001÷ 1 |
мг/л |
16÷50 % от исходной концентрации | |
|
Кинестетический |
кГ |
– |
кГ |
2,5÷9 % от исходной величины | |
|
Температурный |
Со |
0,2÷ 0,4 |
Со | ||
|
Вестибулярный (ускорение при вращении и прямолинейном движении) |
м/с2 |
0,1÷ 0,12 |
– | ||
Виктор Франкл о смысле жизни
С 1942 по 1945 г.г. В. Франкл был узником в нацистских концентрационных лагерях в Аушвице и Дахау, где умерли его брат, родители и жена. Под воздействием пребывания в этих лагерях выкристаллизовались его мысли о смысле жизни и страдания, и это в какой-то мере предопределило его решение заняться распространением своих убеждений, которые ...
Профилактические меры
Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели: 1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний; 2) облегчение их тяжести или сокращение длительности; 3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.
Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, ...
Фасоль или горох?
Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания. Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам. Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза. ...

