Формирование эмоциональной регуляции поведения детей с нарушением зрения с использованием элементов биоигры
Страница 1

Материалы » Особенности развития познавательного компонента у детей » Формирование эмоциональной регуляции поведения детей с нарушением зрения с использованием элементов биоигры

Эмоциональная регуляция поведения предполагает, с одной стороны, предоставление ей возможность для совершения поступков, соответствующих нравственным нормам нашего общества, их поощрение, с другой стороны - побуждение личности воздерживаться от нежелательных для общества поступков, осуждать их, разнообразными методами исправлять поведение.

Для исследования уровня эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения был подобран комплекс диагностических методик, который включал следующие компоненты: изучение паралингвистических средств общения, в частности мимики детей с нарушением зрения; изучение способности осознавать и выражать свои эмоции; изучение умения детей распознавать эмоциональные выражения лиц по фотографии; выявлять способность детей к правильному пониманию той или иной эмоции; определение степени импульсивности - рефлективности в эмоциональной регуляции поведения; оценка степени эмоциональной регуляции поведения при неблагоприятных условиях.

В нашем исследовании участвовали дети с косоглазием и амблиопией (6-7 лет). Исследование проводилось на базе специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения г. Тулы и Тульской области. В эксперименте приняли участие дети, имеющие сходный диагноз (косоглазие и амблиопия) и остроту зрения. Все дети с нормальным интеллектуальным развитием.

В процессе опытно-экспериментальной работы выяснилось, что часть детей с нарушением зрения отличаются достаточно выраженной положительной эмоциональной направленностью на восприятие сенсорной информации.

Однако источником эмоциональных откликов этих детей являются раздражители с достаточно высоким коэффициентом новизны и интенсивности, а мимике, речи, жестам эпизодически присуща стереотипность.

Другие - сенсорно менее восприимчивы, для них характерна отрицательная установка на сенсорные раздражители, неадекватность эмоционального отклика на некоторые сенсорные воздействия вследствие дефицита эмоционального опыта. Эти дети не ожидают и не испытывают удовольствия от воздействия положительных сенсорных стимулов. Репертуар мимики, речи, жестикуляции у них чрезвычайно ограничены.

Они нуждаются не в разовых эпизодических воздействиях - стимуляции эмоционального реагирования и сенсорного восприятия, а в регулярно осуществляемой соответствующей коррекционной работе.

Интенсивные, яркие, быстро нарастающие во времени сенсорные импульсы имеют непосредственный выход на эмоции, часто без интеллектуальной интерпретации.

Поток сенсорной информации, регулируемой педагогом, стимулирует активность ощущений, вызывает гамму эмоциональных реакций, опосредованно приводит в действие эмоциональные механизмы и эмоциональную сферу в целом.

Психологические наблюдения за детьми с косоглазием и амблиопией показывают, что у них проявляются негативные реакции, когда педагоги пытаются их включить в совместные игры и занятия. Иногда отмечаются аффективные и бурные эмоциональные переживания, сопровождающиеся криком и плачем.

При этом желание уйти от общения, игр и занятий они осознать не могут, объясняя свой отказ просто: "Я не хочу". Импульсивность и лишенное активного взаимодействия с людьми состояние ребенка с косоглазием и амблиопией объясняют и проявление парализованности волевых усилий, пассивность и подавленность, потерю интереса к окружающей действительности.

Страницы: 1 2


Нейропсихологический подход. Основные принципы
Нейропсихология – область психологии тесно связанная в мирровой науке с именем одного из выдающихся отечественных психологов - А.Р. Лурия. Нейропсихология изучает мозговую организацию психических функций. Центральное в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие именно составляющие психики, входящие в психические действия, ...

Адаптационный период ребенка-первоклассника
Реформа образования вновь поднимает вопросы адаптации ребенка к школе, его переживаний в начальный период обучения. На основании теоретического анализа проблемы переходного от дошкольного к младшему школьному периода поставлена проблема описания внутренних, эмоциональных переживаний ребенка в первые недели и месяцы пребывания в школе. ...

Измерение межстимульных различий
На возможности измерения различий между парой стимулов основаны многие методы современной психофизики. Так, получение матрицы различий для некоторого множества стимулов и последующий ее анализ методом многомерного шкалирования (ММШ; multidimensional scaling) позволяет получить n-мерное субъективное пространство, в котором размещено иссл ...