Причины возникновения стресса

Большинство психологических проблем являются иллюзорными или виртуальными, так как существуют только во внутреннем психологическом пространстве. Человек заранее строит в своем мозгу мысленную модель предстоящей ситуации. Если по каким-то причинам она его заранее не устраивает, он создает себе проблему. Недооценка самого себя наиболее пагубно отражается на самочувствии и настроении человека, на его поступках и даже на его судьбе.

Ситуации, способные напугать большинство людей, у других не вызывают стрессового состояния. Например, для космонавтов возвращение с Луны на Землю не является стрессовым по природе, если они верят в свой корабль, уверены, что их работа не более опасна, чем утренняя прогулка по окрестностям. Однако если они начнут задумываться о том, что может произойти, когда в компьютере перегорит пара малюсеньких микросхем, стресс обеспечен. А ведь обстоятельства одни и те же – возвращение космического корабля домой. Именно восприятие этой ситуации – опасна она или не опасна – делает ее стрессовой или наоборот.

Большинство событий и обстоятельств, за исключением физических травм, не должны быть стрессовыми. Наша собственная реакция делает их такими.

Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает канадский физиолог Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

Описывая схему возникновения и развития стресса, особое внимание следует уделять самим факторам, вызывающим состояние нервно-эмоциональной напряжённости, т.е. стрессорам. Эмоционально-стрессовая ситуация может быть вызвана самыми разнообразными стимулами. Это могут быть и физические раздражители:

– вредные экологические стимулы окружающей среды;

– травма;

– чрезмерный шум;

– нарушение физиологических функций.

и психические:

– конфликты;

– необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;

– изоляция от коллектива;

– отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.

Сюда же следует отнести необходимость принятия особо ответственных решений. Человек может эмоционально реагировать не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. И это тоже логично отнести к стрессам.

В исследовании нашего отечественного психолога А.С. Разумова была сделана успешная попытка условного разделения имеющихся стрессовых факторов на следующие четыре группы:


Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения
Проблема становления рефлексии в учебной деятельности все чаще выступает предметом изучения, так как разработка средств ее формирования приближает решение проблемы стимуляции саморазвития личности, возможность управления развитием субъекта и совершенствования его деятельности. Многие авторы так или иначе прикасаются к данной проблеме в ...

Социализация ребенка.
Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по ...

Эмоционально-волевые интересы
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективног ...