В мире предметовСтраница 1
В процессе общения ребенка со взрослым начинает складываться новая ведущая деятельность–предметная, которая займет свое место на следующем этапе развития, в период от 1 года до 3 лет. В первом полугодии жизни предмет является для ребенка прежде всего поводом для общения со взрослым. Ребенок может неоднократно выбрасывать игрушку из кроватки, чтобы взрослый подошел к нему (особенно часто это происходит в тех ситуациях, когда ребенку не хватает общения, когда взрослые не уделяют ему достаточного внимания). К концу 1-го года ребенка начинает интересовать результат действий с предметом и взрослый все чаще нужен ребенку для того, чтобы раскрыть новый способ действия с предметом: завести волчок или машинку, собрать разобранную пирамидку, вложить одну коробочку в другую. Эмоциональное общение сменяется общением по поводу предметов, и ведущей деятельностью становится предметная деятельность. (3; 45)
Казалось бы, что и до года ребенка занимают окружающие предметы и он старается действовать со всем, что ему доступно. После года просто расширяются его возможности: ребенок уже ходит и начинает действовать все с большим количеством предметов. Однако сущность перехода к предметной деятельности состоит не в том, что ребенок взаимодействует все с более широким кругом вещей. Малыш начинает действовать с ними качественно по-новому.
Если вы дадите ложку ребенку 7–8 месяцев, то он охотно возьмет ее и начнет стучать ею по столу, по кроватке, размахивать ею, вертеть ее в разные стороны, может даже попробовать дотянуться с ее помощью до удаленной игрушки. Но вот ложка попадает к ребенку полутора лет, и мы видим совершенно иную картину. Взяв ложку, малыш пробует есть ею, изображать действия еды или кормить своих кукол и зверей.
Именно после года ребенок начинает открывать для себя новую сторону всех предметов: их функцию. Ведь маленького человека с самого начала окружают вещи, сделанные людьми, и каждая такая вещь имеет свое особое предназначение, свою функцию. И как раз функция является наиболее существенной характеристикой предмета. Ложка сделана для того, чтобы ею есть, нож – чтобы им резать, чашка – чтобы из нее пить, утюг – чтобы им гладить. Не случайно в любом словаре при определении предмета прежде всего указывается его функция.
Но функция – это скрытая характеристика предмета. Если еще до года ребенок вычленяет в предмете его цвет, величину, форму, то только после 1 –1,5 года он начинает познавать функции предметов. Функция хранит в себе определенный опыт человечества, который фиксирован в каждом предмете. И познавая предмет, ребенок познает и этот опыт. Поэтому период от 1 года до 3 лет–это период очень интенсивного очеловечивания, в значительной степени очеловечивания через предметную деятельность.
Ребенок начинает совершенно по-иному действовать с предметами: он использует предметы по их назначению. Если раньше он мог в любом направлении вертеть попавшей в его руки чашкой, как бы продолжая движения своей руки, то теперь ребенок, постигая функцию нового предмета, начинает приспосабливать свои движения к предмету так, чтобы его можно было использовать по назначению. Чашка уже не просто прыгает из стороны в сторону и переворачивается в руках у малыша, а медленно и осторожно подносится ко рту, даже если она пустая. Психолог П.Я. Гальперин удачно сказал, что логика руки начинает подчиняться логике орудия. (4; 88)
Но какую же роль в этом сложном и достаточно длительном процессе играет взрослый? Многие зарубежные психологи, наблюдая активность ребенка по овладению различными свойствами действительности, представляли ребенка как некоего исследователя – одиночку, который делает все новые и новые открытия. Однако более пристальный анализ деятельности ребенка, и, прежде всего предметной деятельности, направленной на овладение функциями предметов, показывает, что взрослый опять-таки играет в этом процессе определяющую роль. Если многие внешние свойства предмета ребенок действительно может выявить самостоятельно (форма, цвет, звук, вкус и т.п.), то назначение предмета он может обнаружить только с помощью взрослого.
Аутогенная тренировка
Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка (АТ) является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения ( Лобзин В.С., Решет ...
Исследование времени реакции
До поры, до времени, физиологический процесс возбуждения в нерве считался недоступным измерению Так считал И. Мюллер., но его ученик Гельмгольц в 1850г. Решил эту задачу. По скорости мышечной реакции, при раздражении участков нерва, отстоящих от мышцы на различном расстоянии, он определял скорость распространения нервного процесса. Рез ...
О поддержке в трудные моменты жизни
У любой пары случаются трудные времена. Они могут быть обусловлены различными причинами: например, потерей работы, чьей-либо смертью, болезнью или даже просто тем, что один из партнеров (а может быть, оба) переутомился и не успел хорошо отдохнуть. В такие моменты важнее всего стараться вкладывать в общение друг с другом любовь, уважител ...