Формирование климата в спортивной команде
Страница 1

Материалы » Основные психологические проблемы спортсменов » Формирование климата в спортивной команде

Особое внимание в последнее десятилетие в психологии уделяется вопросам развития личности. Но при этом недостаточно раскрыть процесс развития личности в группе и ее отношение к другим членам группы, т.е. межличностные отношения в группе, в спортивной деятельности.

Спортивные команды всегда отличаются коллективизмом, товариществом, взаимопомощью, сплоченностью. Именно в спортивном коллективе рождаются дополнительная энергия, энтузиазм, столь необходимые для победы, то, что в социальной психологии именуется "групповым эффектом", а в практике спорта "чувством локтя".

Для спортивной команды особенно важен этот феномен "группового эффекта", выражающий в том, что объединяет людей, может способствовать увлечению или уменьшению индивидуального вклада спортсмена, энергии отдельных участников группы и существенно влиять на общий уровень совместной деятельности, на достижение групповой цели. Недаром исследование спортивных коллективов занимает центральное место в социально-психологической проблематике физического воспитания и спорта. Потребности спортивной практики требуют вооружения этими знаниями и будущих профессиональных кадров в области физической культуры.

Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в спортивной и социальной психологии, теории физического воспитания и спорта, а также практическая значимость определили выбор темы курсовой работы.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности комплекса (технологии) психологических условий и динамики межличностных отношений в спортивной команде. Объектом исследования являются межличностные отношения в спортивной команде. Предметом исследования выступает динамика межличностных отношений в спортивной команде. Методы исследования: опросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности спортивной команды; методика изучения сплоченности в группе. Гипотеза исследования в том, что влияние психологического воздействия приводит к созданию благоприятного климата в группе, в данном случае к сплочению спортивной команды.

Практическая значимость исследования состоит в разработке динамики межличностных отношений; технологии процесса формирования благоприятного психологического климата в спортивной команде; результаты исследования могут быть рекомендованы в помощь тренерам-педагогам, учителям физической культуры.

Созданный нами комплекс психологических условий привел к формированию и развитию активного слушания, навыков снижения эмоционального напряжения у партнеров, атмосферы доверия, понимания и открытости, к расширению осознания участниками своих ощущений в команде.

Для повторной диагностики спортивной команды юношей-боксеров после психологического воздействия мы использовали опросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности спортивной команды.

Если сравнить результаты первой методики со вторым, то анализ результатов контрольного среза говорит о том, что в команде сложились такие качества межличностных отношений, как доверие, понимание, открытость, взаимная поддержка, взаимовыручка и т.д. Участники команды удовлетворены отношением товарищей по команде. В команде возникло подлинное единство и целостность коллектива, отражающее сплоченность. В основе сплоченности лежит единство целей, мотивов, взглядов, ценностей членов коллектива, их готовность и умение бороться за достижение общих целей, отстаивать ценности.

В первой части нашего исследования мы рассмотрели важные вопросы, связанные с теоретическими основами динамики межличностных отношений в спортивной команде. Здесь мы хотим отметить, что для создания благоприятного психологического климата, в данном случае приведения команды к сплочению большое значение имеют комплекс психологических условий (психологическое воздействие) и проведение психологического тренинга.

Страницы: 1 2


Морально-нравственные характеристики управленца
Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского образования. Но учебных пособий по данной дисциплине и отечественных разработок и недостаточно, и они слабо отвечают требованиям практического характера. В настоящее время наблюдается стабильный рост интереса не только деловых кругов, но и науки, ...

Структура личности предпринимателя
В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого ор ...

Эстетические потребности
Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым поистине делает их больными. Маслоу указывает, что эстетические потребности связ ...