Исследование групповой сплоченности детей

Материалы » Ценностные ориентации у подростков » Исследование групповой сплоченности детей

Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12 – 13-летнем возрасте.

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.

С развитием группового общения связанна одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема групповой сплоченности.

Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в коллективе является метод социометрии. Вопрос изучения отношений в группе при помощи социометрии является актуальным для современной психологии. Изучением отношений в группе занимались такие зарубежные и отечественные социологи и психологи, как: Е. С. Кузьмин, Я. Л. Коломинский, В. А. Ядов, В. И. Паниотто, А. Н. Елсуков, А. Ф. Кудряшов и др.

Наше исследование было посвящено изучению групповой сплоченности, так как в подростковом коллективе определяющими факторами общения являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально – психологическая совместимость и т.д.

Гипотезы исследования:

в связи с развитием автономности и идентификации у детей подросткового возраста, степень сплоченности в коллективе снижается;

социальное положение мальчиков в группе благоприятнее социального положения девочек.

В исследовании использовалась методика «Социометрия», автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Методика предназначена для диагностики эмоциональных связей (взаимных симпатий между членами группы) и позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений. Для проведения исследования необходимы бланк социометрического опроса, список членов групп, социоматрица.

В исследовании приняли участие 193 испытуемых шестых и седьмых классов в возрасте 12-13 лет. Из них 81 испытуемый из г. Беслана и 102 испытуемых из г. Владикавказа.

Исследование было проведено на базе Муниципального государственного учреждения средней общеобразовательной многопрофильной школы №38 г. Владикавказа и Муниципального государственного учреждения средней общеобразовательной школы №44 г. Владикавказа. А так же на базе Муниципального государственного образовательного учреждения средней образовательной школы №8 г. Беслана и Муниципального государственного образовательного учреждения средней образовательной школы №4 г. Беслана.

Результаты исследования, направленного на изучение межличностных отношений показали, что среднее значение индекса сплоченности в подростковой группе ниже нормы (Сn = 0,18), что, в свою очередь, подтверждает нашу первую гипотезу. Подсчитав процентное соотношение популярных членов групп по гендерному признаку, было выявлено, что показатель лидеров – мальчиков равен 28,1%, а показатель лидеров – девочек – 23%; показатель «отверженных» у мальчиков составил 7,5%, у девочек – 10%, что свидетельствует о более благоприятном положении мальчиков в группе, чем девочек. Так же было выявлено, что количество детей, имеющих благоприятный статус (51,9%), значительно выше количества детей, имеющих менее благоприятное положение в группе (17,5%).

Полученные экспериментальные данные позволяют говорить о том, что низкий уровень групповой сплоченности опосредован индивидуальной мотивацией подростка, выраженной в стремлении к самоактуализации и индивидуализации, несмотря на одновременное возникновение стремления быть принятым в системе социальных связей. Необходимо срабатывание сложных социально – психологических механизмов, переход социальных и психологических условий в социально – психологические факторы становления личности, развития его самосознания для того, что бы две противоположные тенденции: социализация и индивидуализация – равноценно участвовали в становлении индивидуальности подростка.


Общая характеристика
Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней Греции, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид комм ...

Заключая описание основных факторов, лежащих в основе психической деятельности особенно значимых для ее формирования в детском возрасте. Описанные здесь факторы далеко не исчерпывают всех составляющ
Таким образом, опираясь на нейропсихологический подход можно назвать следующие предпосылки школьной неуспеваемости: ü Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать повремени со стадией нормального анатомического и функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных перед ребенком за ...

Когнитивная антропология: предметное поле и перспективы развития
Однако с развитием культуры антропология значительно расширила свои границы и приобрела междисциплинарный характер. Тема нашего исследования – когнитивная антропология – является одной из перспективных направлений развития современного антропологического знания. Ведущий российский этнопсихолог – С. Лурье подробно проанализировала истори ...