Особенности референтной группыСтраница 1
Одним из основных структурных компонентов формирования личности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Именно ценностные ориентации для подростка служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Наибольшее влияние на ценностные ориентации подростка оказывает референтная группа, система ценностей и норм которой выступает для него эталоном.
Подросток – еще не цельная зрелая личность, отдельные его черты могут диссонировать. Неустойчивость, подвижность всей психической жизни подростка приводит к изменчивости представлений о себе, других людях. Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В истории психологии отношение к понятию «представление» было неоднозначным, что обуславливает необходимость его подробного рассмотрения в настоящее время.
Представление подростка о референтной группе, чьи нормы, установки и ценностные ориентации не только принимаются подростком во внимание при реализации социального поведения, но и становятся мотивом поведения личности. Именно в результате принятия норм и ценностей референтной группы подростком происходит гармоническое развитие его личности.
Вышеуказанные аспекты подтверждают тот факт, что проблема референтных групп является значимой, особенно в подростковом возрасте, где личность встает на новую ступень своего развития, что обусловило концептуальный аппарат данного исследования.
Цель учебно-исследовательской работы: изучение особенностей черт личности подростка, его представлений о референтной группе и их возможной взаимообусловленности.
Согласно цели исследования, были использованы следующие методики: 1). «Двенадцати факторный личностный опросник» (Р.Б.Кеттелл, Р.В.Коан (детский вариант), 2). Внешнегрупповая референтометрия (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко), «Ценностные ориентации» (Рокич).
Вначале, логика исследования была направлена на изучение черт личности подростка: нами были изучены 11 шкал черт личности подростка. В результате, были выявлены наиболее выраженные шкалы у испытуемых: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения. Далее логика исследования представляла поиск возможных причин в определенных чертах личности подростка, в том числе, по степени выраженности (акцентуант – не акцентуант).
На следующем этапе, в результате изучения референтных групп и внутригрупповых подгрупп, были определены основные представления подростков о подгруппах: родственники, сверстники, идеальный образ – герой.
Так, при изучении личностных черт подростков и их представлений о референтных группах было выявлено:
1) подростки, определяющие своей референтной группой родственников (и в первую очередь – родители), 22 чел. (91%), наделены чертами: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения; ярко выраженными чертами характера (акцентуанты) обладают 11 чел. (46%), проявлением характера в пределах нормы – 11 чел. (46%);
2) подростки, определяющие своей референтной группой сверстников 15 чел. (63%) наделены чертами: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность, высокая совестливость-недобросовестность напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтроль поведения; из них акцентуанты 7 (29%)– не акцентуанты 8 (33%);
Факторный опросник Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника я ...
Личностные качества предпринимателя. Личностные
качества, способствующие успеху в бизнесе
Одно из несомненных положительных качеств личности предпринимательства — это его лидерские качества.
Лидера можно определить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе, играющую центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Предприниматель не может не быть лидер ...
Формирование первого впечатления
В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и дей ...

