Взаимосвязь ценностей с представлением о национальном характере
Страница 1

Материалы » Психология национальной идентичности » Взаимосвязь ценностей с представлением о национальном характере

После распада СССР продолжается процесс крушения прежних идеалов и ценностей, происходит разрушение устоявшегося советского мировоззрения, в связи с этим встал вопрос об охране национальных ценностей. В Доктрине информационной безопасности «основными направлениями обеспечения информационной безопасности РФ в сфере духовной жизни признаются: разработка специальных механизмов, направленных на недопущение противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества».

Есть основания полагать, что постсоветское общество до сих пор находится в сенситивном к различным изменениям состоянии, и мы не можем предсказать, какими будут новые ценности постсоветского поколения, однако мы можем выявить ряд наметившихся тенденций на основе имеющихся экспериментальных исследований.

Ставилась цель – выявить, ценности какого национального характера (западного или русского) транслирует реклама в сознании молодежи по их субъективным представлениям. Была выдвинута гипотеза – в сознании старшеклассников реклама актуализирует больше взаимосвязей с западными ценностями, чем с русскими. Объектом исследования выступили учащиеся 11 классов гимназий г. Екатеринбурга (180 человек). С помощью модифицированного варианта теста Рокича выявлялась иерархия ценностей для обобщ.нного национального характера русского человека и национального характера западного человека. Учащимся давались инструкции: проранжируйте ценности по степени значимости. Через несколько дней (с целью минимизации влияния на результат предыдущих ответов) те же учащиеся просматривали 20 случайно отобранных рекламных телероликов. После чего ранжировали, какие из представленных ценностей транслирует, на их взгляд, реклама.

Выявлено, что в сознании старшеклассников ценности запада и нашей страны диаметрально противоположны.

Обнаружены сильные и умеренные корреляционные связи между ценностями, которые респонденты сочли присущими западному национальному характеру и ценностями которые транслирует реклама.

Выяснилось, что в сознании старшеклассников реклама транслирует, на их взгляд, западные ценности: «высокие запросы и требования к жизни», «жажду материальной обеспеченности» в ущерб гуманистическим и общечеловеческим: «воспитанности», «чуткости», «терпимости», «исполнительности».

Такие ценности как «терпимость к взглядам и мнениям других», «умение прощать другим их ошибки» оказались на низких рангах как для образа западного человека, так и для рекламы.

Ценность «счастье других» респонденты отнесли в ряд тех, которые реклама транслирует как не значимые. Возможно, что причиной становится процесс актуализации ценности индивидуализма; в рекламе он транслируется под рекламным девизом «Ты – лучший и пусть тебя подождет весь мир». «Честность» и «жизненная мудрость» определены респондентами как незначимые ценности. Возможно, реклама играет свою роль в изменении и мировоззренческих установок молодежи, транслируя значимость ценности «развлечения» и вынося ее на первые ранги, формируя установку на получение от жизни удовольствий, что иллюстрируется рекламным слоганом: «Бери от жизни все!». Направленность ценностей рекламы на западный индивидуализм актуализируют в сознании молодежи «мифологему американской мечты». Пример такой рекламы STIMOROL, в которой перед нами предстают атрибуты «отличной американской жизни». Традиции, нормы и комплексы (слоган «А ты избавился от комплексов?») транслируются как нечто мешающее реализации потребительского инстинкта.

Выявлен факт, что в сознании респондентов реклама транслирует не значимость ценности «любви». Возможно, это обусловлено двойным рефреймингом представлений о любви в рекламе. С одной стороны – презентация товара через актуализацию сексуальных потребностей («Сделай на Тюнс больше», «Нескафе», реклама пылесоса магазина Эльдорадо «Сосу за копейки»). С другой стороны – любовь связывается в рекламе с неким ее материальным подкреплением, а не духовной близостью.

Таким образом, молодежь находится в состоянии кризисного выбора, поскольку постсоветское пространство предлагает огромное количество мифов, транслирующих вполне определенные модели поведения, основанные на конкретных ценностях. И, если в советское время выбор мог быть в значительной мере предопределен хотя бы тем, что самих противоречащих друг другу моделей было гораздо меньше, то сейчас выбор затруднен многообразием. Результаты выявили проблему «продвижения» через рекламу, определенных ценностных установок, моделей поведения, предлагаемых как образец для подражания, что, скорее всего, обусловлено тем, что в России после распада Союза российское общество лишилось старых идеалов, а к новым еще не пришло. Поиски продолжаются и, как в любом кризисном периоде, мы выбираем, примеряем на себя разные модели, а, как мы знаем, влияние образцов именно в такие периоды велико.

Страницы: 1 2


«Конструированный рисунок человека из геометрических фигур»
Цель применения теста – выявление индивидуально – типологических различий. Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере над ...

Менеджер и лидер.
Например, во Франции считается что важнейшим качеством руководителей больших фирм является развитый интеллект что отражено в объявлениях о приёме на работу, где почти никогда не упоминается о мотивации и энергичности как о необходимых для занятия должности менеджера качествах. Интеллект для них важнее, чем способность к действиям. Они н ...

Динамика заучивания
Изучая динамику процесса заучивания, мы составили сводную таблицу, на основе которой были построены графики. Исходя из полученных результатов, можно отметить, что динамика процесса заучивания испытуемого заметно отличается от обще-групповой динамики. Если для группы в целом характерно лишь увеличение количества запоминаемых слов с кажды ...