Свойства знака в формировании понятий
Страница 1

Материалы » Психологическая специфика понимания слов » Свойства знака в формировании понятий

Про формировании новых понятий в повседневной жизни человек редко располагает полным набором необходимых для этого условий. Так иногда категоризация сопровождается регулярной сменой знака, когда одни и те же объекты в разных ситуациях называются по-разному. Кроме того, нередко название объекта, если оно выступает обратной связью (как, например, в случае развития детской речи в коммуникации со взрослым) подается в разное время после восприятия человеком объекта и, тем самым, затрудняется связь релевантных свойств объекта с названием категории. Также из-за комплексной структуры окружающей среды и динамического характера восприятия человек часто имеет дело не только с выделением релевантных признаков среди нерелевантных, но и отбором объекта подпадающего под категорию, от некатегоризуемых объектов, связанных с ним ситуативно.

Почти все основные закономерности формирования понятий, открытые в психологических исследования получены в условиях, в которых нет вышеперечисленных затруднений. Так в большинстве работ испытуемый получает объекты, которые однозначно попадают под одну из заданных категорий, знак (обратная связь) подается сразу после восприятия одного из объектов, и тем более, знак никогда не меняется на другой.

В наших исследованиях мы создавали такие условия для формирования понятий, которые были бы похожи на затруднения, встречаемые в повседневной коммуникации. Испытуемые участвовали в классической процедуре формирования понятий, однако при этом варьировались такие переменные как постоянство знака (оставался ли он одним и тем же до конца формирования или регулярно менялся); задержка во времени подачи знака после предъявления объекта категоризации; количество некатегоризумых объектов, находящихся среди категоризуемых.

Мы предполагали, что в психологическом отношении существуют базовые процессы формирования понятий, и также существуют вспомогательные процессы, позволяющие нивелировать обозначенные нами объективные затруднения.

В ходе первого эксперимента мы смотрели, как на процесс формирования понятий влияет смена знака – было проведено три экспериментальные серии, в первой названия объектов были значащими, во второй бессмысленными и в третьей они менялись – в случайном порядке испытуемый получал для обозначения категории или значащий знак или бессмысленный. Мы предположили, что защитный механизм индукции понятия есть, если а) происходит научение - категоризация при повторном выполнении задания улучшается; б) есть различия между разными уровнями воздействия - например, между характеристиками осмысленности знака.

Полученные результаты были обработаны при помощи дисперсионного анализа, и оказалось, что влияние фактора типа и смены знака оказалось значимым, и влияние номера теста (научение) оказалось практически значимым. Из этого следует, что для фактора смена знака существует защитный механизм.

Во втором эксперименте мы смотрели, как на формирование понятия влияет временная задержка знака – в первой экспериментальной серии знак подавался сразу же после предъявления объекта категоризации, во второй через 2 секунды после его предъявления, и в третьей – через 4 с.

Согласно полученным данным, влияние фактора времени задержки знака оказалось незначимым, влияние номера теста (научение) оказалось также незначимым.

Следовательно, для задержки знаки не было выявлено наличие компенсаторного механизма и эта помеха не позволяла испытуемым сформировать понятие.

В третьем эксперименте мы пытались проследить влияние количества некатегоризуемых (шумовых) объектов на успешность формирования понятий. Испытуемый в случайном порядке получал объекты относительно которых он должен был предположить к какой из двух категорий они относятся - после предположения, он получал обратную связь о том, что объект не относится ни к одной из категорий. В первой экспериментальной серии было два таких некатегоризуемых объектов (7% от общего количества), во второй четыре (15% от общего количества объектов), и в третьей – шесть (30 %). В результате оказалось, что влияние количества некатегоризуемых объектов оказалось незначимым, влияние номера теста (научение) оказалось незначимым. Следовательно, понятийная система также не в состоянии справиться с этим затруднением.

Страницы: 1 2


Расстройство мышления
Общий термин, обозначающий любые нарушения речи или мышления, которые могут быть симптомами психического расстройства. К примеру, расстройство мышления является симптомом шизофрении, при которой оно выражается через бессвязные мысли и высказывания. О нарушениях мышления можно в определенной степени судить по внешнему виду: одежда, укра ...

Проблема периодизации психического развития
Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, ...

Методики изучения личности и познавательной сферы школьника
Анкета Уважаемый друг! Просим Вас приять участие в нашем исследовании. Результаты исследования будут использованы исключительно в научных целях. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос, выбрать вариант ответа или написать свой собственный вариант ответа. 1.Состав Вашей семьи: 1.1. отец, мать и Вы 1.2. отец, мать и дети 1.3. оте ...