Психология как наука
Страница 1

Материалы » Психология как наука » Психология как наука

Что же изучают современные психологические науки? Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые мы называем психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставятся и решаются вопросы о сущности, происхождении и классификации этих явлений, о тех законах, которым они подчиняются в своем функционировании и развитии.

Психология как наука изучает, как изменяются психологические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество. В психологии, вернее, в ее областях, которые находятся на стыке психологических наук и наук о строении и работе организма (это — анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы о том, как психологические явления зависят от устройства и работы организма.

Для психологической науки познание психических явлений не выступает в качестве единственной задачи. Вторая задача, которую берет на себя психология, — это выяснение связей, которые существуют между психикой и поведением, и на этой основе — научное объяснение самого поведения человека и животных.

Таково современное представление о предмете психологии. Оно возникло в начале XX в. и сложилось к его середине. Однако таким понимание предмета психологии было не всегда. Раньше психологию просто определяли как науку о душе, или о психике, и ученые не ставили перед собой задачу использования психологических знаний для понимания всего поведения человека. Но такое определение оказалось явно недостаточным для решения задач, которые перед психологией как практически ориентированной наукой поставил XX век. Для того чтобы психология стала признанной среди других наук, психологам XX в. пришлось обратиться к практике, и с этой задачей они успешно справились.

Временем возникновения научной психологии следует считать середину XIX в., когда она действительно стала экспериментальной наукой, когда были сделаны первые открытия, касающиеся связи психических явлений с физическими, когда была продемонстрирована возможность точной количественной оценки, то есть измерения психических явлений.

Однако если вести отсчет времени с тех пор, когда возникли научные знания вообще, когда знания о душе впервые стали рассматриваться как научные, тогда периодом возникновения научной психологии следует считать середину I тыс. до н. э. Именно в это время были созданы и дошли до наших дней первые философские трактаты, где специально ставились и отдельно рассматривались вопросы человеческой души.

Чем психология как наука отличается от других наук? Прежде всего, психология отличается от других наук тем, что имеет дело с нематериальными процессами и явлениями. Ни одна другая наука не занимается изучением таких явлений. Психологию отличает от других наук то, что она пользуется не совсем обычными методами познания необычных явлений, например, методом наблюдения за тем, что происходит в сознании человека, наблюдением и описанием того, что ощущает, переживает, осознает человек .

Научные психологические знания в настоящее время применяются везде, где необходимо учитывать психологию людей и человеческие взаимоотношения. Некоторые области их использования уже были обозначены выше. Это — образование, медицина, экономика, политика, право. Но ими интерес к психологическим знаниям со стороны людей отнюдь не исчерпывается. Психологические знания нужны и с успехом используются для оптимальной организации труда человека и его взаимодействия с машинами. Этим занимается психология труда и инженерная психология. В последнем случае речь, в частности, идет о применении психологических знаний при конструировании различных технических устройств, с которыми человек имеет дело.

Страницы: 1 2


Нарративный анализ национальной идентичности
История исследования национальной идентичности характеризуется взаимно изолированным развитием двух направлений - историко-социологических исследований наций и национализма и кросс-культурной психологии. Первое из этих направлений, опираясь на концептуально-философское наследие, стремится к построению всеобъемлющей теории, объясняющей ...

Европейская характеристика №13
Европейская характеристика №13 ФИО - _ Образование – неполное высшее Эмоционально-волевая характеристика 1. Степень уравновешенности Самообладание По тесту Кэттелла (12 из 12): развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Я следую своему представлению о себе, хорошо контролирую свои эмоции и поведение, довожу ...

Поведенческий подход Б.Скиннера
Множество работ в зарубежной психологии, посвященных творчеству Б.Ф.Скиннера, несоизмеримо с малочисленностью отечественных исследований (Н.Ф.Талызина "Теоретические проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Методологический анализ в психологии", учебные пособия по истории психологии – М.Г.Ярошевский " ...