Зависимость уровня эмоционального интеллекта от субъектной позиции личности
Страница 1

Материалы » Особенности применения эмоционального интеллекта » Зависимость уровня эмоционального интеллекта от субъектной позиции личности

В последние десятилетия понятие эмоционального интеллекта вызывает пристальное внимание ученых. Началу исследований в этой области способствовали Саловей и Майер, предложив концепцию эмоционального интеллекта, который образует три сферы, состоящие из пяти компонентов: точное распознавание своих и чужих эмоций; управление своими и чужими эмоциями; стратегическое использование эмоций в целях мотивации и решения задач. Особенно важным в теории эмоционального интеллекта, на наш взгляд, является то, что в ней раскрыта динамическая, функциональная роль эмоций в саморегуляции. Чувства людей - это не эпифеноменальное сопровождение мотивированных действий; они сами детерминанты поведения. Таким образом, теории эмоционального интеллекта не просто описывают аффективные тенденции, а привлекают наше внимание к когнитивным аспектам эмоционального опыта и способности к саморегуляции, адаптивности и самопроявления индивида в социуме.

Очевидно, что самопроявление человека напрямую связано с активностью личности. Оказалось, что именно активность является одной из центральных характеристик проявления субъектной позиции личностью. С точки зрения С. Л.Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской и др. активность рассматривается, с одной стороны, как качество субъекта деятельности, включающее саморегуляцию, комплексную мобилизацию. С другой стороны, активность определяется как особое высшее личностное образование, связанное с жизненным путем, целостной и ценностной временной организацией, проявляющееся в формировании жизненной позиции личности, ее жизненной линии, смысла и концепции жизни.

Поэтому и качество деятельности, и жизненный путь будут преломляться через индивидуально-физиологические особенности индивида, в которых не последнюю роль играет эмоциональный интеллект.

С другой стороны, с точки зрения некоторых исследователей, основным индикатором становления субъектности служат показатели социально – психологической адаптации. Однако, как обоснованно подчеркивает А.В. Брушлинский, общественные движущие силы все более перемещаются на личностный и социально – психологический уровень деятельности, сознания и поведения людей как субъектов.

В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности.

Более специфическое понимание социально-психической адаптации личности представляет значительный интерес для нас, поскольку в нем содержится идея активности личности, творческом и целеустремленном, преобразующем характере ее социальной активности. Механизмом успешной адаптации и его когнитивной составляющей, как нам представляется, является эмоциональный интеллект.

Замысел нашего эксперимента состоял в исследовании зависимости уровня эмоционального интеллекта от структурных компонентов социально-психологической адаптации. Экспериментальная группа состояла из 82 студентов-психологов 2, 3, 4 курсов Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Уровень эмоционального интеллекта мы измеряли с помощью методики оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) предложенной Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой; уровень социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонд. Статистическая обработка результатов исследования проводилась множественным пошаговым регрессионным анализом с помощью статистического пакета «Statistica» 5,5.

Страницы: 1 2


Проблемы валидности
Из вышесказанного следует, что не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность психологического теста. В отличие от показателей надёжности и дискриминативности, нельзя осуществить точные статистические расчёты, подтверждающие валидность методики. Тем не менее, разработчик должен представить ...

Психологический анализ проблемы восприятия и понимания школьниками иноязычного текста
В лингвистике текст долгое время понимался как «произведение речи, зафиксированное на письме». Во второй половине 20 века интересы языкознания переместились в сферу коммуникации. Критерий письменной фиксации текста стал необязательным. Появился ряд пограничных дисциплин, одной из которых является психолингвистика. В качестве своей задач ...

Прогноз
В отношении выздоровления прогноз не благоприятный, так как Психоорганический синдром не имеет тенденции к регрессии, больная продолжает жить в условиях психотравмирующей ситуации. В отношении трудоустройства прогноз благоприятный, если пациентки удастся найти работу с учетом особенностей заболевания. ...