Зависимость уровня эмоционального интеллекта от субъектной позиции личностиСтраница 1
В последние десятилетия понятие эмоционального интеллекта вызывает пристальное внимание ученых. Началу исследований в этой области способствовали Саловей и Майер, предложив концепцию эмоционального интеллекта, который образует три сферы, состоящие из пяти компонентов: точное распознавание своих и чужих эмоций; управление своими и чужими эмоциями; стратегическое использование эмоций в целях мотивации и решения задач. Особенно важным в теории эмоционального интеллекта, на наш взгляд, является то, что в ней раскрыта динамическая, функциональная роль эмоций в саморегуляции. Чувства людей - это не эпифеноменальное сопровождение мотивированных действий; они сами детерминанты поведения. Таким образом, теории эмоционального интеллекта не просто описывают аффективные тенденции, а привлекают наше внимание к когнитивным аспектам эмоционального опыта и способности к саморегуляции, адаптивности и самопроявления индивида в социуме.
Очевидно, что самопроявление человека напрямую связано с активностью личности. Оказалось, что именно активность является одной из центральных характеристик проявления субъектной позиции личностью. С точки зрения С. Л.Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской и др. активность рассматривается, с одной стороны, как качество субъекта деятельности, включающее саморегуляцию, комплексную мобилизацию. С другой стороны, активность определяется как особое высшее личностное образование, связанное с жизненным путем, целостной и ценностной временной организацией, проявляющееся в формировании жизненной позиции личности, ее жизненной линии, смысла и концепции жизни.
Поэтому и качество деятельности, и жизненный путь будут преломляться через индивидуально-физиологические особенности индивида, в которых не последнюю роль играет эмоциональный интеллект.
С другой стороны, с точки зрения некоторых исследователей, основным индикатором становления субъектности служат показатели социально – психологической адаптации. Однако, как обоснованно подчеркивает А.В. Брушлинский, общественные движущие силы все более перемещаются на личностный и социально – психологический уровень деятельности, сознания и поведения людей как субъектов.
В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности.
Более специфическое понимание социально-психической адаптации личности представляет значительный интерес для нас, поскольку в нем содержится идея активности личности, творческом и целеустремленном, преобразующем характере ее социальной активности. Механизмом успешной адаптации и его когнитивной составляющей, как нам представляется, является эмоциональный интеллект.
Замысел нашего эксперимента состоял в исследовании зависимости уровня эмоционального интеллекта от структурных компонентов социально-психологической адаптации. Экспериментальная группа состояла из 82 студентов-психологов 2, 3, 4 курсов Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Уровень эмоционального интеллекта мы измеряли с помощью методики оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) предложенной Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой; уровень социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонд. Статистическая обработка результатов исследования проводилась множественным пошаговым регрессионным анализом с помощью статистического пакета «Statistica» 5,5.
Упражнение по теме
О, край мой! О тебе,
Свободы колыбель,
Пою я песнь,
Земля моих отцов,
Скитальцев гордый кров,
С вершин своих холмов
Шли воли весть.
Страна родная!
Ты Край чести и мечты,
Моя любовь!
Люблю леса твои,
И скалы, и ручьи,
И сердце от любви
Трепещет вновь.
Пусть в пении ветров
И шелесте листов
Свободы песнь звучит.
Пусть втор ...
Тест для определения типа темперамента:
Нужно выбрать из представленных качеств или особенностей поведения те, которые свойственны Вам. Нужно выбрать не менее 20 качеств
· впечатлителен до слезливости
· неусидчив, суетлив
· чрезмерно обидчив
· не растрачивает попусту сил
· неустойчив в интересах и склонностях
· настойчив в достижении поставленной цели
· легко переносит ...
Типы конструктов
Келли также предположил, что личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они имплицитно осуществляют над своими элементами. Конструкт, который стандартизирует («упреждает») элементы для того, чтобы они были исключительно а его диапазоне. Келли назвал упредительным конструктом. Это тип классиф ...