Взаимосвязь эмоционального интеллекта с показателями психодинамики и свойствами личности

Материалы » Особенности применения эмоционального интеллекта » Взаимосвязь эмоционального интеллекта с показателями психодинамики и свойствами личности

В России наиболее успешным исследователем эмоционального интеллекта является Д.В. Люсин, который определяет эмоциональный интеллект как «способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими». Он выделяет два вида эмоционального интеллекта, различающихся по механизмам и формам проявления: внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект.

Организация исследования

Исследование было проведено на 104 испытуемых. Выборка состояла из студентов ВУЗов и ССУЗов г.Перми, обучающихся по специальности «юриспруденция», «культурология», «история», «экономика» и «компьютерная безопасность». В нее входили 33 испытуемых мужского пола и 71 – женского пола, возраст испытуемых от 17 до 33 лет, средний возраст – 19 лет. В качестве метода исследования эмоционального интеллекта был взят один из первых вариантов опросника Д.В. Люсина ЭмИн. Кроме того, у испытуемых такое личностное свойство как эмпатия исследовалось с помощью методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Для диагностики психодинамических показателей была взята шкала эмоциональности опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.И. Русалова.

По результатам варианта опросника ЭмИн с помощью кластерного анализа мы выделили две группы испытуемых: с высоким и низким внутриличностным и межличностным эмоциональным интеллектом, затем сравнили их по t-критерию. В группу с высоким внутриличностным и межличностным эмоциональным интеллектом попало 44 испытуемых, в группу с низкими показателями – 60. Анализируются взаимосвязи показателей ЭмИн с данными шкалы эмоциональной чувствительности по ОФДСИ и методики В.В. Бойко.

Испытуемые с высокими и низкими показателями внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта различаются по всем показателям внутриличностного интеллекта и всем показателям межличностного эмоционального интеллекта, кроме фактора «Понимание чужих эмоций через экспрессию». У группы испытуемых с высокими показателями межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта значительно выше результаты и по таким шкалам методики В.В. Бойко, как «Интуитивный канал эмпатии», «Установки, способствующие эмпатии» и «Проникающая способность к эмпатии». Это характеризует людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта как более склонных успешно действовать в условиях дефицита информации о партнере, предвидеть действия партнера, они не стараются избегать личных контактов и считают уместным проявлять любопытство к другой личности, умеют создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

У испытуемых с высоким уровнем эмоционального интеллекта такие формально-динамические показатели, как интеллектуальная эмоциональность и коммуникативная эмоциональность значительно выше, что характеризует их как более чувствительных к расхождением между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, эти люди легче вступают в новые социальные контакты, легче переключаются в процессе общения, более импульсивны в общении и обладают широким набором коммуникативных программ.

Почти все показатели межличностного эмоционального интеллекта коррелируют со всеми остальными показателями эмоциональности и эмпатии, исключение составляет фактор «Интуитивное понимание чужих эмоций». Также фактор «Понимание чужих эмоций через экспрессию» не коррелирует со шкалой «Интуитивный канал эмпатии» методики В.В. Бойко, а фактор «Трудности при понимании чужих эмоций», фактор «Интуитивное понимание чужих эмоций» и общий межличностный эмоциональный интеллект не коррелируют со шкалой «Рациональный канал эмпатии». Фактор «Понимание чужих эмоций через экспрессию» коррелирует отрицательно со всеми показателями, что представляет дальнейший интерес для исследования.

Показатели внутриличностного эмоционального интеллекта очень слабо коррелируют с показателями эмоциональности по ОФДСИ и шкалами эмпатии методики В.В. Бойко. Положительная корреляция обнаружена только у факторов «Осознание своих эмоций» и «Эмоциональная открытость».


Тренировочные психические состояния
На тренировке спортсмен может находиться в самых различных психических состояниях, как желательных: сосредоточенность, внимательность, увлеченность, азартность, воодушевленность, упорство, решительность, мобилизованность и пр.; так и нежелательных: рассеянность, апатия, неуверенность, агрессивность, робость и пр. Создание у спортсмена ...

Навыки невербальной коммуникации
Разминка : упражнение «молекулы». Цель упражнения: раскрепощение участников. Инструкция (произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас нач ...

Конфликт как вид критических ситуаций
Что же такое конфликт с точки зрения психологии? Современная психологическая наука различает четыре ключевых понятия, описывающих психологический контекст возникновения конфликтов, прежде всего как критических жизненных ситуаций. Это — стресс, фрустрация, кризис и конфликт. Конфликт как вид критических ситуаций, является и одним из ти ...